Литературный Журнал

Watch Законы умирают, книги - никогда. Эдвард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН

Главная Обзоры Розы в лирике Аполлона Майкова

Розы в лирике Аполлона Майкова

548969.jpgЧитающие Майкова в недолгом времени обнаруживают себя то ли в оранжерее, то ли на клумбе или цветочной поляне.

"Знаю, недаром средь мхов ранний подснежник я рвал..."
"А колокольчиков бесчисленных семья по ветру зыблется п необозримом поле..."
IVи, 0 цветами, ландышами выстлал, всю бы выстлал свежим амарантом!"
"Цветистый мак пестреет меж травой..."
"Там белоус торчит, как щетка жесткий..."
"В СИЯНЬЯ месяца, при запахе фиалок..."
"Посмотри в свой вертоград: в нем нарцисс уж распустился..."
"И олеандр блестел цветами..."
"Ночи тёплый мрак гвоздики благовонием поят..."
"Хоть пышно еще дои
встает настурций в нем ог пенный куст..."
"Уж полно! Не плеститебе гирлянды пышной и незабудками головки не венчать..."
"Где пышный папоротник дремлет..."
"От солнца лилия пугливо головкой прячется своей..."
"По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебе дой..." И еще, и еще...
Но среди этого многоцве-тия есть у Майкова особо люби мый цветок, цветов царица — роза

... Ах, вы всему виною,
о розы Пестума, классические розы!


Розы олицетворяют собой спокойствие и благодать, процветание и славу. Венки, гирлянды, даже пирамиды ("Сон в летнюю ночь' ) из роз переходят из стихотворения в стихотворение, вступая в гармоническое состязание с женской красотой, сплетаясь с лилиями, миртом, плющом, виноградом...
Роза у Майкова часто отождествляется с чем-то нежным, приятным, манящим ("Он и она"), ставится в ряд с самым дорогим, олицетворяет высшую радость, праздник, торжество... Даже голова старика Анакреона из одноименного шутливого стихотворения увенчана розовым венком. Даже печаль в присутствии роз выглядит умиротворенной.

Вот бедная чья-то могила
Цветами, травой зарастает;
Под розами даже не видно,
Чье имя плита возглашает...


А вот пример другого рода: букет роз служит Олицетворением поэтического творения, освежающего и радующего:

...хоть перекинуться порою,
Haд этой тесною толпою, букетом
из душистых роз...
Ты перебросил мне нежданно свой
дорогой, благоуханный
Дap поэтической любви — так вот
и мой тебе — лови!
"Ответ" К.А.Дворжицкому

В то же время Мшков призывает не возлагать на музу^ венок "и вянущий, и тленный", говоря, что 'ее венок неосязаем" ("Оставь, оставь!..").Постоянно помня, что роза — не просто традиционный поэтический, но почти шаблонный образ, Майков неустанно ищет для него новый контекст при обычных значениях, даже когда использует мотивы "из Гафиза" или турецкой лирики.Интересно одновременное противопоставление и объединение роз и терний в двустишии 1860 года:

И терны и розы,
улыбки и слезы, И сеются разом, и вместе растут!
Майков может обыграть известный фразеологизм:
Улыбнется — словно кинет Алой розой
в молодца!


Может сделать образ розы лейтмотивом целой поэмы Машенька", и недаром — ведь она о молодости, о любви, о страсти, о тех разочарованиях, которые подстерегают влюбленных, а символика розы, как убеждает лирика Майкова, способна передать самые различные оттенки чувств.
Роза для поэта не просто цветок, украшающий сад девушки или растущий на замшелой могиле. Это олицетворение юности, любви, счастья, беззаботности, праздника, почета, уважения, благодати, богатства, страсти, ослепительной красоты, жизни, движения...
Розы могут быть "классическими", "пышными ', "алыми", "младыми", "вешними", "огневыми ', "внимательными", "красными", "душистыми", "благоуханными", "праздничными", "свежими", "чудесными", "белыми", "бледными", "прекрасными", "милыми", "благовонными "...
Они украшают наряды красавиц, головы именитых людей и юных музыкантов, они красуются в петлицах, их приносят в храм, они населяют комнаты девушек, образуя пирамиды, ими убирают обеденные столы, они наполняют поэзию ароматом...
Почти никогда описание розы у Майкова не повторяется, всякое новое упоминание о ней свежо, оно несет в себе жизнь, энергию, радостное настроение, еще раз подтверждая старую истину: для подлинного мастера нет ничего затасканного, устаревшего, привычного. Свое ощущение вечной новизны, обнов-ляемости бытия мастер передает и нам, его читателям.

Татьяна СТАЙДЛ

 
  • Афоризмы

  • Мысли

Литература служит представительницей умственной жизни народа. Николай Некрасов

Из научных произведений читайте предпочтительно самые новые, из литературных — наиболее старые. Классическая литература не перестает быть новой. Эдвард Бульвер-Литтон

Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть ПРАВДА. Откровение. И здесь абсолютно все равно — кто смелый, кто сложный, кто "эпопейный"...  Василий ШУКШИН