Литературный Журнал

Watch Законы умирают, книги - никогда. Эдвард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН

Главная Обзоры Две разные книги на одну тему

Две разные книги на одну тему

Трудно представить себе, что почти одновременно вышли в свет "Отцы и дети" И.С. Тургенева (1862 г.) и "Записки из подполья" Ф.М. -Достоевского (1864). Во всем эти книги разные. И в главном — в отношении к жизни и к людям. И в деталях. И в чувствах, вызываемых у читателя. И фон: в одном случае чувствуется прелесть летней русской природы, в другом — петербургская зимняя слякоть.

Но в обеих повестях речь идет об одном и том же: о невозможности чисто рационального (именуемого иногда научным) подхода к жизни.

Вспоминается давняя дискуссия о физиках и лириках, очень оживленная и очень бестолковая. Так и хочется сказать, что ее участники не удосужились прочесть роман "Отцы и дети".
Если есть смысл обсуждать со школьниками столь серьезные темы, как любовь и разум, и вообще чувство и разум, то "Отцы и дети" как бы специально для этого предназначены.

Крайне поучительна эволюция Базарова. Поначалу он говорит о любви, явно даже не понимая, что это такое. Потом, испытав это чувство, он что-то понял. Потом задумался, и его понимание постепенно углубилось.

Поучительна и эволюция Аркадия Кирсанова. Он задумался над отношением к людям самого Базарова. И тоже многое понял. Так что оба главных героя романа И.С. Тургенева с помощью разума стараются разобраться в чувствах, и отчасти им это удается.

Тема отношений между чувством и разумом неисчерпаема, и И.С. Тургенев в "Отцах и детях" четко это показывает. При этом он щадит своего читателя и многого касается лишь слегка.

Но уж кто не щадит своего читателя, так это Ф.М. Достоевский. Он не счел нужным писать о любви, искусстве и прочих приятных или хотя бы потенциально приятных материях. Героя "Записок из подполья" переполняет только чувство своего превосходства над другими людьми. Его главное желание — продемонстрировать это превосходство. Но при любом общественном устройстве большинство людей не сможет удовлетворить подобные желания. И люди, похожие на "подпольного парадоксалиста", неизбежно будут разжигать конфликты, внося в общественную жизнь явно иррациональный момент.

После мрачной повести Ф.М. Достоевского и "Отцы и дети" могут восприниматься по-другому. Поневоле задумаешься: а не похож ли Базаров на героя "Записок из подполья"? Нельзя также избавиться от сомнения: а не блефует ли Базаров? Не играет ли он только роль выдающегося человека? Тем не менее о его будущих научных успехах говорится без какого-либо сомнения.

В повести Ф.М. Достоевского речь идет о невозможности организовать на чисто рациональной основе жизнь общества в целом, хотя бы из-за самого факта существования людей, подобных ее главному герою. А у И.С. Тургенева речь идет лишь о невозможности на чисто рациональной основе построить жизнь одного конкретного человека.

Наверное, эта тема будет актуальна всегда. Ведь всегда были и, видимо, будут молодые люди, выделяющиеся среди сверстников своими способностями, энергией, целеустремленностью," которые не желают думать ни о чем, что не относится к избранной ими сфере деятельности.

Как правило, они стремятся выбрать самые модные, престижные специальности: недавно это была физика, теперь бизнес.

И многие из этих молодых людей попадают в ту же ловушку, что и Базаров, для которого были смешны А.С. Пушкин, игра на виолончели и т. д. А ведь даже с чисто утилитарной точки зрения он был неправ. С помощь искусства он мог бы успокоиться после личных неудач. И в спокойном состоянии он не стал бы пренебрегать техникой безопасности при вскрытии. Искусство могло в самом прямом смысле этого слова спасти его от гибели!


Иосиф ГОЛЬДФАЙН

 
  • Афоризмы

  • Мысли

Литература служит представительницей умственной жизни народа. Николай Некрасов

Из научных произведений читайте предпочтительно самые новые, из литературных — наиболее старые. Классическая литература не перестает быть новой. Эдвард Бульвер-Литтон

Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть ПРАВДА. Откровение. И здесь абсолютно все равно — кто смелый, кто сложный, кто "эпопейный"...  Василий ШУКШИН