Литературный Журнал

Watch Законы умирают, книги - никогда. Эдвард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН

Главная Обзоры Маленький ли человек – герой романа Ф. М. Достоевсткого «Преступление и наказание»?

Маленький ли человек – герой романа Ф. М. Достоевсткого «Преступление и наказание»?

Попыткой философского осмысления неоднозначной авторской позиции в романе "Преступление и наказание" назовем урок-размышление о судьбах героев Достоевского, о его отношении к своим персонажам.

В современном мире жестокости и насилия особенно актуальна мысль писателя о том, что нельзя жить по принципу "все позволено", поэтому работа над романом Достоевского сегодня имеет важное значение.

Одним из заключительных уроков по теме "Творчество Достоевского" может стать семинар "МАЛЕНЬКИЙ (?) человек в романе "Преступление и наказание". Цель его — выявление отношения автора и учащихся к таким героям, как Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Раскольников. Это позволяет развивать у учащихся монологическую речь и навыки ведения дискуссии, а также выявит знание художественного текста.
Предварительно данные опорные вопросы помогут учащимся разобраться в теме семинара. В качестве аргументов используются прежде всего цитаты из романа, а также из современной публицистики и художественной литературы. Полезно вспомнить об освещении темы "маленького человека" в русской литературе первой половины XIX века ("Медный всадник", "Повести Белкина" А.С. Пушкина, "Шинель" Н.В. Гоголя и др.), чтобы выявить особый подход к освещению темы Достоевским. Наконец, следует обратиться к Библии, к притчам из Нового Завета, хорошо известного писателю и его героям. Можно предложить учащимся составить развернутый тезисно-аргументный план по теме для использования на уроке и в качестве отдельно оцененной учителем письменной работы.

На уроке-семинаре, где звучат живое слово писателя и размышления учащихся, нецелесообразно использовать слайды, фрагменты из диафильмов, грамзаписи — это можно сделать на предыдущих уроках. Использование же на заключительном уроке фрагментов музыки Первого концерта С. Рахманинова, музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина "Метель" Г. Свиридова — как эмоционального фона при чтении стихов и заповедей — вполне уместно.

Эпиграфы на доске (их может быть несколько): "...хочет он всем сделать что- бы не плакало больше дите... чтобы не было вовсе слез от сей минуты ни у кого..." (Ф. Достоевский. "Братья Карамазовы"), "...я взглянул окрест себя — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала..." (А. Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву"), "блаженны плачущие, ибо они утешатся" (Новый Завет, Нагорная проповедь Иисуса Христа) — создают настроение урока.

Начало семинара — чтение (учеником) стихотворения Н.А. Некрасова "Еду ли ночью по улице темной..." Далее вопрос учителя классу:

— Маленький человек, "униженный и оскорбленный", не раз становился героем русской художественной литературы. Кто же и в каких произведениях обращался к этому персонажу? (Учащиеся говорят о пушкинских "Повестях Белкина" и "Медном всаднике", о "Шинели" Н. Гоголя, об очерках из альманаха "Петербургские углы , отмечая особенности авторского видения героев).

Далее уместна постановка проблемы: что же нового внес Ф.М. Достоевский в раскрытие темы "Маленький человек".

Для беседы предлагаются следующие вопросы:

— Кого из героев "Преступления и наказания" можно отнести к так называемым "маленьким людям"? (Называют прежде всего Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню, вспоминают об эпизодических персонажах: детях Катерины Ивановны, утопленнице, обесчещенной девочке и др. Внимание класса сосредотачивается на главных героях, выявляется, почему Достоевский причислил их к "униженным и оскорбленным") Имена героев и определение их сущности можно, по ходу урока написать на доске. Например, Мармеладов — "некуда больше пойти", Катерина Ивановна — "...уездили клячу... надорвалась!", Соня — святая грешница - и т. д.

—    В чем трагедия каждого из героев? (Отмечается, что все они имеют свои слабости и странности: Мармеладов — пьяница, у Катерины Ивановны болезненная мания самоутверждения, у Сони — романтические любовные фантазии. Раскрывается сущность страданий "униженного и оскорбленного" в жестоком мире.)

—    Можно ли Раскольникова отнести к "маленьким людям"? (Ответы неоднозначны: по социальному положению — безусловно; но нежелание смириться с ужасным существованием делает его непохожим на других. Однако отмечается, что путь протеста, избранный героем, бесчеловечен, что это признак малодушия и жестокости. Поэтому даже "свинья" и "скоромник" Мармеладов выше убийцы Раскольникова, ибо на подобное не способен).

— Каково отношение Достоевского к "маленькому человеку"? (Отмечается, что в течение жизни взгляды писателя существенно менялись, всегда же была лишь великая жалость к "униженным и оскорбленным". Он ратовал за нравственное совершенствование, за то, чтобы "не было вовсе слез... ни у кого").

Размышляя о любви и жалости автора к своим героям, учащиеся делают на первый взгляд парадоксальный вывод: эти "твари дрожащие" обладают высоким духовным потенциалом: велик в своих страданиях потерявший должность "по изменению в штатах" чиновник Мармеладов, о сердечном сочувствии к которому взывает писатель; велика душевная боль умирающей на глазах презрительно смеющейся толпы Катерины Ивановны; велико подвижничество "святой грешницы" Сони, обратившей Раскольникова на путь раскаяния; велико, наконец, и раскаяние самого Раскольникова, сумевшего, признавшись в содеянном, встать на дорогу правильную и праведную. По мнению Достоевского, эти люди велики в своих страданиях, богаты душой и достойны доброго отношения окружающих. Анализируя проблему, учащиеся используют публицистические материалы о сегодняшних "маленьких людях',' размышляют о сущности Божьих заветов, обращаясь к Нагорной проповеди Иисуса Христа. И как горько-правильно звучат слова ученицы, подводившей итог урока: "Сейчас так много говорят о сострадании к "бедным людям", о милосердии, но это чаще всего лишь разговоры. Очень обидно, что нет среди жалеющих Федора Михайловича Достоевского, по-настоящему любящего и страдающего. Без него трудно".

Л. ТОРОПЧИНА

 
  • Афоризмы

  • Мысли

Литература служит представительницей умственной жизни народа. Николай Некрасов

Из научных произведений читайте предпочтительно самые новые, из литературных — наиболее старые. Классическая литература не перестает быть новой. Эдвард Бульвер-Литтон

Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть ПРАВДА. Откровение. И здесь абсолютно все равно — кто смелый, кто сложный, кто "эпопейный"...  Василий ШУКШИН