Литературный Журнал

Watch Законы умирают, книги - никогда. Эдвард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН

Главная Обзоры Все жанры хороши

Все жанры хороши

sochinenie.jpgС главным специалистом Главного управления развития общего и среднего образования Министерства образования РФ Татьяной Алексеевной КАЛГАНОВОЙ беседует корреспондент нашего приложения Мария СЕТЮКОВА.

Мария Сетюкова. Татьяна Алексеевна, почти год назад мы беседовали с вами о смысле школьного сочинения. Время летит стремительно, а главное, многое сейчас меняется...

Татьяна Калганова. Современное сочинение — это целостное монологическое высказывание в прозе. Подчеркиваю: в прозе!

Потому что бывает, что школьники пробуют излагать свои мысли стихами, явно претендуя только за этот способ изложения на более высокую оценку. Но чаще всего их гигантские усилия по подбору рифм, по соблюдению размера затрачены всуе: всестороннее раскрытие темы не укладывается в прокрустово ложе стихотворного раз. А это значит, что претензии таких авторов на "золото", на медаль оказываются несостоятельными. В результате страдают и дети, и родители... Другое дело, что подход к жанру, который избирает для себя пишущий сочинение, сейчас существенно изменен. В этом плане учащимся предоставлена полная свобода.

Сочинение может быть написано по аналогии с литературно-критической статьей. А может — в форме письма к другу, путевых заметок, эссе. Темы, которые мы предлагаем ученику, позволяют последовательно и всесторонне воплотить себя в любом жанре. Последовательно — значит, следуя логическому плану. Но его формулирование сейчас вовсе не обязательно. Те же ученики, которые привыкли к составлению плана, могут оставить его в черновике и не переносить на чистовик. Кстати, у меня сейчас на столе лежит очень интересная работа, написанная на прошлогоднем выпускном экзамене.

Прислали ее из Выборга с припиской: "Вот плоды нового подхода к сочинению". Анализ "Отцов и детей" здесь дан в форме письма к другу. Никаких социологических клише. Автор свежо прочитывает тургеневский роман, полностью раскрывая тему, которую выбрал.

М.С. Образец для других?

Т.К. Скажем лучше, что это сочинение подтверждает правоту нового подхода к жанру письменных работ учащихся. А что касается образцов... Учителя часто просят нас дать им образцы сочинений, но мы этого не делаем. Ведь следование образцу перечеркивает всякую самостоятельную творческую работу.

М.С. Наверное, при таком жанровом разнообразии сочинений усложняется и проверка их учителями?

Т.К. Сейчас мы разрабатываем рекомендации к нормам оценки. За оригинальностью избранного жанра не должно теряться главное, во имя чего пишется сочинение, — его тема обязана быть всесторонне раскрыта.

М.С. Регламентируется ли объем ученической работы?

Т.К. Нет. Обычно для раскрытия темы ученику достаточно пяти—десяти страниц. Впрочем, если тема раскрыта на меньшей или большей площади, на оценку это обстоятельство влиять не будет.

М.С. То есть особых новшеств на выпускном письменном экзамене по литературе этого года ожидать не следует?

Т.К. Новшества предполагаются очень важные. Сейчас, например, взвешиваются все доводы — к концу учебного года этот вопрос будет решен обязательно - так вот, взвешиваются все доводы за и против того, чтобы на выпускном экзамене по литературе через час после его начала ученики смогли бы пользоваться текстами художественных произведений, а за час до окончания экзамена — и орфографическими словарями. Да и орфографическими словарями тоже. Напрасно некоторые думают, что это снизит уровень требований к одинадцатиклассникам. Ведь для того, чтобы уточнить написание слова в словаре, нужно почувствовать, что ты не уверен в том, что это слово пишется именно так, а не иначе. В наше "практичное" время очень нелегко научить детей работать со словарем, выработать в них потребность заглядывать в словари, если не внушить им, что без этого умения им будет трудно экзамен.

Прагматичная, конечно, мотивировка, но, приняв ее, мы больше выиграем, чем проиграем: воспитать в человеке потребность заглядывать в словари — значит приобщить его к культуре.

М.С. Но в связи с этими новшествами, наверное, неизбежно повысятся и требования к сочинению?

Т.К. Вы имеете в виду норму оценки? Я уже сказала, что мы разрабатываем рекомендации, как оценивать уровень подготовки учащихся по литературе. Они в ближайшее время будут опубликованы в печати. Разумеется, принципиально не изменится влияние на итоговую оценку за сочинение количества в нем ошибок. Но сегодня литература изучается как искусство слова. Ребенок имеет возможность раскрыть выбранную им тему в любом жанре, как это и принято в художественной литературе. И наши рекомендации сводятся к тому, чтобы учителя отошли от трафарета, ибо прежние оценки базировались только на одном типе сочинений — литературно-критической статье с вступлением, основной частью и заключением.

М.С. А теперь о самих темах сочинений. Даются ли они отдельно для общеобразовательных школ и отдельно для школ с углубленным изучением литературы?

Т.К. Нет. Но они сформулированы так, что предполагают самый разный уровень раскрытия, глубины проникновения в них. Есть, например, темы, связанные с теорией литературы, — их, я думаю, полнее раскроют будущие филологи. Но в принципе поскольку теперь допускается свобода жанра, постольку стимулируется свобода творчества. В этом смысле все наши новшества направлены на то, чтобы раскрепостить ученика, позволить ему свободно излагать свои мысли, свое понимание текста. И предлагаемые нами темы для выпускных сочинений позволят ему это сделать.

М.С. Какие же это темы и сколько их?

Т.К. Как и в прошлом году, их семь. Первая по одному или нескольким произведениям конкретного писателя XIX века. Его лирика, либо его проза.

Она сформулирована так, что позволяет написать работу по любому произведению русской литературы XIX-XX вв. Например: "Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд" (Алексей Недогонов). По одному или нескольким произведениям.

Третья заставляет ученика обратиться преимущественно к материалам литературы XX века. К примеру, мы обозначаем: "По творчеству Цветаевой". Тему же формулирует сам учащийся.

Четвертая, тема поэта и поэзии в русской литературе. По одному или нескольким произведениям. Пятую, наверное, более охотно возьмут будущие филологи. Она связана с теорией литературы. Например: "Конфликт как основа сюжета". Шестая предполагает обращение ученика к нравственным проблемам: "Размышление о доблести и героизме". На литературном материале или по жизненным впечатлениям.

Седьмая предлагает выпускнику написать рецензию на прочитанную им книгу.

 
  • Афоризмы

  • Мысли

Литература служит представительницей умственной жизни народа. Николай Некрасов

Из научных произведений читайте предпочтительно самые новые, из литературных — наиболее старые. Классическая литература не перестает быть новой. Эдвард Бульвер-Литтон

Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть ПРАВДА. Откровение. И здесь абсолютно все равно — кто смелый, кто сложный, кто "эпопейный"...  Василий ШУКШИН

Посетители

Сейчас 105 гостей онлайн