Литературный Журнал

Watch Законы умирают, книги - никогда. Эдвард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН

Главная Обзоры «Главное - душу спасти…»

«Главное - душу спасти…»

disput.jpgИзвестный прозаик и кинодраматург Юрий Короткое - автор популярных повестей "Азария", "Виллиса", "Абориген", "Дикая любовь". Обратились мы с ребятами 1 1-х классов к повести Ю. Короткова "Седой", опубликованной в журнале "Мы" (№7 за 1993 год), совершенно случайно.

Ознакомившись с примерными темами выпускных сочинений, мы решили испробовать свои силы, в частности, в обзоре материалов "Литературной газеты", молодежных журналов. В библиотеке взяли подшивки журналов. Юность", "Ровесник", "Мы". И вот те, кто работал с журналом "Мы", открыли для нас повесть Ю.Короткова "Седой". Прочитали ее все с большим интересом.

Чтобы урок носил форму диспута, нужна была предварительная работа: добиться обязательного знания текста каждым учеником, подготовить вопросы. Вопросы в сильном классе можно принести сразу на урок, в слабом - вывесить заранее:


1. О чем и о ком эта повесть?

2.    В чем прав и неправ главный герой повести Олег Петухов-Иванов:

с 1-е детском доме;

б)    в армии;

в)    в доме (взаимоотношений с сестрой, отношение к матери, к друзьям)?

3.    В чем обвиняет Олега воспитатель детского дома Акакич? Согласен ли ты с ним? И как понимает это герой повести?

4.    Кто прав и на чьей ты стороне? (Работа над отрывком о "непротивлении злу насилием ".)

5.    Изменился ли герой к концу повести и в какую сторону?

6.    Что ты считаешь наиболее важным для себя в этой повести? Твое личное отношение к герою и событиям, описанным в повести.

Урок удался. Разговор получился большой, горячие споры разгорались вокруг многих деталей, описанных в повести.

-    О чем эта повесть? Почему она взволновала меня?

-    Думаю, потому, что она о нас, о нашем времени, о парне, который чуть старше нас, о его нелегком детстве и, наконец, о службе в армии, где царит дедовщина, ломающая судьбы молодых людей. И еще, говоря словами героя повести, о том, что "...главное - душу спасти, не озвереть... Пока твоя душа не озлобилась, значит, зло еще не победило..."

-    А как не озлобиться, как не подпустить зло в свою душу, когда вокруг тебя зло? Зло с самого детства... Когда родная мать сдает двух своих детей в детский дом, чтобы устроить свою жизнь, выйти замуж. Никак не может понять этого маленький мальчишка Олег Петухов: "Неправда! Вы врете все, она вернулась, она-меня искать будет. Я ей все про вас расскажу, все, она вам покажет!"

Это же невероятно, как можно не озлобиться на весь мир маленькому человеку. Униженному, обиженному, битому одноклассниками, которые заставляли его выполнять роль "шестерки": чистить ботинки, заправлять постель, нести по пять портфелей, решать за них контрольные работы, а самому "...все хуже и хуже, с двойки на тройку" учиться. Это, по-моему, сверх человеческих сип.

-    Да, как бы тяжело и обидно ни было, Олег почти смирился со своим положением, почти сдался ("Не надо, Серег... Это мы так... Я не обижаюсь...")

-    На мой взгляд, вот это "почти" - это какая-то надежда на то, что мать придет за ним и за его сестрой, что она найдет его. После очередного неудачного побега к матери "...седая прядка в волосах стала шире, захватила чуб и висок", "глаза смотрели спокойно и хоподно". Произошел какой-то перелом в душе Олега. Он сопротивляется, дерется, борется за свою свободу, независимость, за честь своей сестры Белки: "Убью! Всех убью!".

-    Прав Олег, что начинает бороться, но (именно в этом я вижу главную мысль автора) он глубоко неправ в том, что отвернулся, не помог оказавшемуся в беде, живет сам по себе, сам за себя...

-    Да, в повести дважды подчеркивается эта мысль: первый раз в детдоме, а потом в армии, когда Олег "...мыл трубы", когда сержант Люкин отправляет в пургу солдата Чеботаря за своим "дембельским" альбомом в казарму, и Чеботарь погибает. А Олег отворачивается: "Я бы не пошел". Опять только за себя.

-    И по отношению к матери он очень жесток. Не может простить ей детского дома.

(Здесь споры, полярные мнения, и учителю важно сделать заключение самому.)

-    С Акакичем согласен полностью. Нельзя быть таким, как Олег.

-    Ну почему же этот взрослый человек, умный Акакич, не пришел Олегу и другим на помощь?

-    А можно ли вообще помочь детям в этой ситуации? Оградить их от "слонов" в детском доме? От "дедов" в армии? Может быть, действительно надо за себя бороться самому?

-    Большую роль в судьбе Олега сыграл, на мой взгляд, Александр - "маршальский сынок", который бросил университет, потому как "папенька" туда его "пропихнул".

(Здесь уместно выразительное чтение отрывков из повести: от "Скоро сусликов привезут" до "Я свое отпахал, я свое получу!" стр. 68, от "Слушай, Олег..." до "Ты же больше виноват, чем этот недоумок Люкин.;." стр. 82, от "Не непротивление злу..." до "Вот такая сказка" стр. 79-80.)

Учитель, выслушивая мнение ребят, помогает разобраться в поведении героев, увидеть их жизненную позицию, есть пи "внутри стержень" и каков он, не подгнил ли. Можно ли оправдать или осудить Олега? Уместно вспомнить библейское: "Не суди, да не судим будешь".

Вновь обращаемся к тексту. Прочитали ответ на этот вопрос героя и решили записать его в свои записные книжки: "Что бы ни случилось, как бы больно ни было - только не пустить зло в свою душу. Даже если оно завоюет весь мир, пока существует твоя душа, куда им хода нет, - зло еще не победило!"

-    Видимо, гибель Александра, его разговоры с Олегом сделали свое дело, и, я думаю, герой изменился в лучшую сторону, понял свою неправоту, так как в конце повести автор отправпяет его на могилу к матери, от которой он когда-то отказался.

-    Надо оставаться человеком, то есть нам необходимо взглянуть на себя глазами Александра (другого героя повести) и определиться: если есть в нас что-то от Опега, то лучше постараться избавиться от этого быстрее, потому как рано или поздно каждый это сделает. Так лучше - раньше.

Может быть, я излишне подробно привела примерные ответы ребят, но я получила огромное удовлетворение от этого урока. И, как результат, ученица моего класса на выпускном экзамене, выбрав тему "Мой любимый журнал", показала прекрасный опыт обзора журнала "Мы" и самостоятельно проанализировала повесть Ю.Короткова "Седой". Это была работа претендентки на медапь. Она рискнула.

Клара ГАЙСИНА

 

 
  • Афоризмы

  • Мысли

Литература служит представительницей умственной жизни народа. Николай Некрасов

Из научных произведений читайте предпочтительно самые новые, из литературных — наиболее старые. Классическая литература не перестает быть новой. Эдвард Бульвер-Литтон

Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть ПРАВДА. Откровение. И здесь абсолютно все равно — кто смелый, кто сложный, кто "эпопейный"...  Василий ШУКШИН