Литературный Журнал

Watch Законы умирают, книги - никогда. Эдвард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН

Главная Новости России и мира ЭСКИЗ. ЭТЮД. МОДЕЛЬ - Выставка под таким названием открылась в Русском музее

ЭСКИЗ. ЭТЮД. МОДЕЛЬ - Выставка под таким названием открылась в Русском музее

muzey.gif21 июня в Михайловском (Инженерном) замке открылась выставка «Эскиз. Этюд. Модель». Цель экспозиции - показать разнообразие и самоценность подготовительных пластических произведений на основе коллекции скульптуры XX - начала XXI веков из собрания Русского музея. Выставка представит этапы превращения авторского замысла в зримый скульптурный образ на примере работ П.П.Трубецкого, А.С.Голубкиной, А.Т.Матвеева, В.И.Мухиной, В.В.Исаевой, К.М.Симуна и др.

В скульптуре, как и в других видах искусства, ЭСКИЗАМ, МОДЕЛЯМ И ЭТЮДАМ отведена роль объектов, предваряющих появление чего-то иного - станковой или монументально-декоративной пространственной композиции, рельефа, памятника.


Наиболее значительное место в процессе появления художественного произведения занимают ЭСКИЗЫ (от французского еsquisse – набросок). Они в общих чертах фиксируют основную пластическую идею. Их может быть много, они могут сильно отличаться друг от друга, как, например, проекты памятника Юрию Долгорукому для Москвы С.М.Орлова (1947-1950), но все они служат одной цели – выявлению образа и формы будущей скульптуры.

Задача создания МОДЕЛИ иная. В переводе с французского «modele» – это образец. Когда речь идёт о памятнике или монументально-декоративной скульптуре, автор после утверждения окончательного варианта пластического эскиза выполняет метровую модель будущего произведения. Затем эта модель увеличивается до нужного размера без каких-либо композиционных изменений.

Но модели могут быть необходимы не только для увеличения, но и для скульптур массового производства, таких как декоративные настольные украшения, малая пластика идеологического характера, спортивные призы или памятные награды. Именно они чаще всего воспринимаются в качестве оригинальных произведений. «Игра в городки» или «Метание копья» М.Г.Манизера (1927) - гипсовые модели для спортивных призов - имеют со своими бронзовыми повторениями очень незначительные расхождения в размерах, которые появляются из-за усадки материала при отливе.

Особое место занимают модели для воспроизведения в фарфоре. С точки зрения пластической формы, они не подвергаются изменениям, но при их тиражировании возможны различные росписи, которые способны придать произведению новое смысловое или эмоциональное звучание. Так в разные десятилетия «Женщина с чашей» А.Т.Матвеева (1925) выпускалась и в раскрашенном варианте (автор росписи З.Я.Матвеева-Мостова), и в белом - выполненная в бисквите, а его же «Надевающая туфлю» (1923) воспроизводилась с разными росписями.

Уникальное явление в истории отечественного искусства и творческой практики – объёмные модели И.Д.Шадра (1922) для воспроизведения на денежных знаках. Созданные специально с целью репродуцирования, они, тем не менее, наделены качествами станковой скульптуры.

Но, несмотря на внешнюю самодостаточность, модели, как и эскизы, всё же находятся в тематической и зрительной связи с тем произведением, ради которого они создавались. Из всех, так называемых, вспомогательных видов пластического искусства наиболее свободная роль отведена ЭТЮДАМ.

Латинское слово «studium» (усердие, старание), преобразованное во французское «?tude» означает, прежде всего, усилия, направленные на совершенствование мастерства, упражнения в творчестве. Этюд в художественной практике – это произведение, выполненное с натуры для её изучения.

Помимо «упражнения в творчестве» или решения каких-либо специфических технико-технологических вопросов объёмные этюды помогают и в разработке будущих станковых или монументальных композиций, фиксируют спонтанные мысли художника по конкретным проблемам. Грань между этюдами и станковой пластикой может быть очень тонка. По одну её сторону находятся факт как таковой, кратковременность явления, натурность, быстрота исполнения, сиюминутное впечатление в основе содержания. По другую - обобщение на основе знания, длительность подготовки и кропотливость работы, собирательность и вневременная глубина образа. Особенно это заметно в произведениях портретного жанра, таких как этюд к дипломной работе А.Н.Черницкого «Портрет Д.Д.Шостаковича» (1948).

Зрители редко имеют возможность увидеть пространственные эскизы, модели и этюды. Они, в основном, экспонируются на тематических выставках как своеобразная «иллюстрация» стилистического направления или художественного метода скульпторов. Однако очень часто они, сохраняя свою первоначальную, но уже сыгранную роль вспомогательного материала, не остаются им, а становятся полноправными творениями в ряду станковых и даже монументальных работ. Фактом своего существования, обретая публичность, они приоткрывают секреты художественного акта, позволяют прикоснуться к тайнам рождения произведений искусства.

Источник: ARTRUSSIA