Литературный Журнал

Watch Законы умирают, книги - никогда. Эдвард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН

Главная Рецензии

В чем смысл рассказа «Легкое дыхание»?

E-mail Печать PDF

Книга Л. Выготского "Психология искусства" была впервые издана в 1965 году, через сорок лет после ее написания. Она до сих пор сохраняет научный интерес. Отдельные страницы этой работы посвящены рассказу Бунина "Легкое дыхание". Здесь немало интересных наблюдений над его композицией, структурой отдельных фраз. Но в целом автор, на наш взгляд, весьма спорно истолковал смысл рассказа. По мнению ученого, если взять события жизни героя "в их жизненном и житейском значении, перед нами просто ничем не замечательная, ничтожная и не имеющая смысла жизнь провинциальной гимназистки, жизнь, которая явно всходит на гнилых корнях... Пустота, бессмысленность, ничтожество этой жизни подчеркнуты автором., с осязательной силой" (Выготский Л.С. Психология искусства. — М, 1986). Однако, как замечает Л. Выготский, не таково впечатление от рассказа в целом. Писатель "достигает как раз противоположного эффекта, и истинную тему его рассказа, конечно, составляет легкое дыхание, а не история ггутаной жизни провинциальной гимназистки. Это рассказ не об Оле Мещерской, а о легком дыхании (?!'); его основная черта — это то чувство освобождения, легкости, отрешенности и совершенной прозрачности жизни, которое никак нельзя вывести из самих событий, лежащих в его основе".

Подробнее...
 

Неистовый Фиглярин

E-mail Печать PDF

"Понятен пафос статьи Г. Яковлева, которую вы напечатали в № 19, - сейчас стало модно, якобы пересматривая прежние оценки, просто менять плюсы на минусы и наоборот. А с другой стороны, есть своя доля правды и в этой моде - не в том, конечно, что меняются местами знаки, а в том, что отвергаются привычные стереотипы, побуждавшие стереотипно мыслить. Во всяком случае, о некоторых фигурах прошлого хочется знать больше, чем это разрешало прежнее литературоведение. Например, о Булгарине или Грече, о Каткове или Суворине". Этими строчками из письма учителя-методиста СТ. Кайданникова из Орла мы решили предварить публикацию статьи известного литературоведа.

Подробнее...
 

"Собачье сердце" и "Гренада"

E-mail Печать PDF

Есть убийственная формула Михаила Афанасьевича Булгакова: нельзя одновременно подметать трамвайные пути и устраивать судьбу каких-то испанских оборванцев...
Но почему оборванцы — испанские? Ведь Швондер и К° попрошайничают ради немецких детей. Там, в Германии, произошла революция (1918), установилась Баварская советская республика (1919), планировался — вслед за Гамбургским восстанием (1923) — всеобщий коммунистический переворот.

Подробнее...
 

Семья и судьба

E-mail Печать PDF

1. Отцы и дочери

Два отца в прозе Пушкина — "старинный русский барин" Кирила Петрович Троекуров и станционный смотритель Самсон Вырин — воспитывают своих дочерей без матери.

Разные отцы — разная и судьба у дочерей.

Жива, раскованна Дуня Вырина. Рассказчик, увидев ее впервые, замечает: "...я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет".

Подробнее...
 

«Изящное и тонкое искусство»

E-mail Печать PDF

Подробнее...Леонид Семенович Хижинский был художником-пуританином, строгим к своим гравюрам, не терпящим в них нарушающего излишества. Может быть, потому во многих его книжных иллюстрациях властвует брызжущий луч; они напоены завораживающим светом, ярко освещающим изящество, уверенность и чистоту стиля.

Три главных города вошли в жизнь художника.

Зеленый древний Киев, где он родился, вырос и окончил художественное училище по архитектурному факультету; где впервые встретился с искусством художников-мирискусников, учился в Академии художеств. На его гравюре "Киев" мы видим главы церквей, старинные особняки, окруженные пышными кронами деревьев. Благородный Ленинград, где он окончил Академию художеств, долго жил, с которым выстоял в тяжелые блокадные дни.

И всерусская Москва, где он прожил последние семь лет своей жизни...

Хижинский был счастливым человеком —    свое призвание осознал сразу, книгу любил, как любят прекрасную незнакомку — бережно, трогательно, даже осторожно, словно опасаясь разрушить созданный идеал. За исключительные выразительность, лаконизм, отточенность в оформлении его даже именовали "обложечиком". Серию обложек для изданий Эрмитажа назвали драгоценностью".

К экслибрису Хижинский пришел закономерно. Он всегда тяготел к малому жанру, к малой графике. Иллюстрации к книге "Сто лет театра драмы им. А.С. Пушкина" — микрокомпозиции. Буква "О' заключает в себе вид Петропавловской крепости, открываемой занавесом. На его фоне — сурова и скорбна трагическая маска.

Подробнее...
 

«И всюду – русская вода!..»

E-mail Печать PDF

Подробнее...Чего ТОЛЬКО не изучают литературоведы: сюжет и фабулу, личность писателя и его окружение, то, как создаются литературные репутации. По есть нечто, чем стоило бы заняться повнимательнее. Это - соотношение биографии и намерений, желаний и способностей, короче говоря - судьба писателя. Вопрос ведь не в том, чтобы констатировать: такой-то родился в таком-то году и в таком-то городе. Нет, все много серьезнее. Ведь,когда человек умирает, его жизнь принимает вполне определенные формы, словно застывает горячая лава, отпечатав фигуры людей и очертания предметов. Все выглядит совершенно иначе, чем при жизни. И пусть сравнение приблизительно, оно, возможно, что-то подскажет. Каждый будет делать собственные выводы, по-своему толкуя соотношения фигур и предметов, намерений и достигнутого, усилий и результата этих усилий. Тут проявятся закономерности, которые трудно объяснить,'но легко разглядеть. Вот хотя бы жизнь Северянина. Толпы поклонников и поклонниц, когда поэт писал для избранных, понимающих силу иронии и ценящих
острый стилистический оборот. И отсутствие читателей в те времена, когда стихи стали простыми и понятными. Дважды немецкая оккупация - в 1918 году ив 1941-м. Известность в начале пути, громогласная слава в середине и полная безвестность в конце. Вовсе никчемное, зато одно из первых опубликованных стихотворений - патриотическое. И поздние стихи о родине. Это следует знать, чтобы сопоставить факты, чтобы сказать то, что можно сказать словами, и увидеть то, что сказано быть не может.

Подробнее...
 

Загадки в темноте, в «Хоббита» и обратно

E-mail Печать PDF

Подробнее...Волшебные истории Дж.Р. Толкиена - наиболее популярные среди сказок современности. Взрослые читают Толкиена своим детям. Дети приносят Толкиена своим родителям, почему-то упустившим в детстве возможность насладиться его сказками. Толкиена читают, Толкиена обсуждают, Толкиена дарят на день рождения, Толкиен остается актуальным много после получения диплома о высшем образовании.

Статус бестселлера указывает не только на увлекательность повествования. В историях Дж. Толкиена современное сознание, уставшее от противоречий, незавершенности и несовершенства, находит целостный мир, своеобразную "новую мифологию", охватывающую все наиболее важные аспекты человеческого существования: природу и историю цивилизации, эстетику и нравственность, домашний уют и жажду приключений.

Взрослое сознание, само являясь сложным плетением идей и мотивов, с наслаждением погружается в сюжетные и интеллектуальные перипетии "Властелина колец". Задуманный как детская сказка, "Хоббит" выдерживает идеальное равновесие между сюжетной ясностью (отличающей любую классическую сказку) и множеством смыслов, скрытых за каждым поворотом рассказа.

Трудность заключается лишь в одном: выявляя для ребенка те или иные важные (с нашей, взрослой, точки зрения] смыслы, не разрушить совершенства и очарования сказки как целого. Быть может, лучший из возможных путей - комментированное чтение текста. Избранная нами глава "Загадки в темноте" заслуживает последовательного толкования едва ли не каждой строки, но мы ограничимся рассмотрением лишь основных мотивов.

Подробнее...
 

Еще раз о «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина

E-mail Печать PDF

Подробнее...Для начала зададим вопрос: собирался ли Альбер отравить отца? Что жаждал смерти его — это очевидно, он и не скрывает этого ("Ужель отец меня переживет?") — собирался ли отравить?

Странное, на первый взгляд, предположение. Вздорное. Разве не хотел он собственными руками повесить ростовщика Соломона за его вкрадчивый совет ускорить смерть прижимистого родителя?

Как! отравить отца! и смел ты сыну...

Есть от чего выйти из себя. За кого его принимают! Надобно совсем не знать человека, чтобы подумать о нем так. Или совсем не знать или знать слишком хорошо. Насквозь видеть, угадывая то даже, что сам он покамест предпочитает не замечать.

Замечать не замечает, но проговаривается. "Вот до чего меня доводит отца родного скупость". Меня доводит. Не его, не процентщика, дерзнувшего сделать столь гнусное предложение, а меня. "Я весь дрожу..."

Но? От чего? От праведного гнева? Но тогда что-то слишком быстро остывает оскорбленный сын. И минуты ведь не проходит, а уж посылает слугу вернуть ростовщика. Впрочем, тут же раздумывает. "Постой, его червонцы будут пахнуть ядом". Неприятный за только ли неприятный еще и соблазнительный? В таком случае не есть ли его дрожь — дрожь страха перед самим собой, способным, оказывается, на такое злодеяние? Надо во что бы то ни стало предотвратить его. Как? Единственная возможность — "искать управы у герцога". А если и он не поможет? Ростовщик, невольный знаток человеческого сердца, приоткрыл перед Альбером (малость, правда, поторопившись) собственную его душу, и молодой барон ужаснулся, увидев.

Подробнее...
 

Заимствование

E-mail Печать PDF

Подробнее...Новые сюжеты для книг достаточно редко придумываются. Даже, может быть, вообще никогда. Они просто переходят из произведения в произведение, из текста в текст. Когда это происходит слишком явно и слишком часто, такие сюжеты называют "бродячими".

К плагиату это, разумеется, никакого отношения не имеет. Каждый раз это новый поворот, новое осмысление.

И вовсе не обязательно это происходит по поле автора. Чаще даже наоборот.

Хотя случаются и вполне сознательные заимствования. Самые знатные, хрестоматийные примеры: "Гамлет" Шекспира и "Фауст" Гете. Это, в сущности, не ново и многократно описано.

Мы не станем здесь подробно останавливаться на научно-философской стороне вопроса, вспоминать про "архетип" доктора Густава Юнга, известное родство и сходство мифов всех времен и народов и тому подобных безусловно серьезных и важных вещах.

Мы просто попытаемся рассмотреть несколько примеров сюжетных заимствований или соответствий, на наш взгляд, довольно неожиданных.

Подробнее...
 

Женитьба Гоголя

E-mail Печать PDF

Подробнее...Но женитьба — без кавычек, ибо речь у нас пойдет не о знаменитой комедии, а о малоизвестном эпизоде из жизни ее автора. О его собственной женитьбе, вернее — о попытке таковой...

К физической стороне любви Гоголь был равнодушен. Мужчина сорока лет, в самом соку даже по тем временам (многие в этом возрасте, да и гораздо старше женились на молоденьких), он дал основание заявить одному своему знакомому, причем человеку не случайному, а кое-что смыслящему в подобных делах, поскольку был медиком: "Сношений с женщинами он давно не имел, и сам признавался, что не чувствует в том потребности и никогда не ощущал от этого особого удовольствия".

Но ведь союз с женщиной, в том числе и брачный союз, может держаться и на другом? Может... Однако надо помнить, что Гоголь был из тех редких людей, что предпочитают шагать по жизни налегке, не обременяя себя тем, без чего, в общем-то, можно обойтись. "Я просто стараюсь не заводить у себя ненужных вещей и сколько можно менее связываться с какими-нибудь узами на земле".

Писано это в 1849 году — том самом году, на который, по некоторым данным, довольно зыбким, как это всегда у Гоголя, приходится попытка вольнолюбивого человека обзавестись именно узами, причем узами не какими-то временными, преходящими, а в высшей степени серьезными, до конца жизни.

Брачными! Да-да, брачными...

Подробнее...
 
Страница 1 из 2