Литературный Журнал

Watch Законы умирают, книги - никогда. Эдвард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН

Главная Статьи

Древнерусская литература

За время существования человечества написано неисчислимое количество произведений, но если мы коснемся содержания их, то увидим, что круг проблем ограничен. Почему так? Можно совершенствовать технику, но и в век рыцарей, и в век компьютера душа человеческая та же.

Нам в этом году предстоит изучить произведения разных эпох, и часть из них объединяется общей проблемой — власть, личность и государство.

Какое чувство вызывает у вас слово "власть" ? (Испуг, восхищение, уважение.) Попытайтесь теперь объяснить свое настроение, отношение. Почему оно такое разное, подчас противоположное? (Каждый вспоминает или имеет в виду какой-то один, конкретный аспект власти.) А если бы вас попросили рядом со словом "власть" поставить какое-нибудь близкое понятие, что бы вы назвали? (Милость, щедрость, деньги, держава, корона.)

Подробнее...
 

Московское литературное барокко

XVII столетие! в русской культуре принято называть переходным периодом. Здесь причудливо переплелись концы старого и начала нового, заканчивалась одна эпоха и начиналась другая, принесшая кардинальную перестройку культуры. На смену средневековью приходило новое время. Если в Европе эта культурная граница проходит через Возрождение, то в России, не знавшей Ренессанса, водораздел между крупными эпохами культуры приходится не на петровские катаклизмы, как принято считать, а начинается гораздо раньше и пролегает через весь XVII век, захватывая отчасти и век XVIII. При всей пестроте, многообразии культурного развития переходного периода явственно проступает ведущая тенденция к интеграции русской культуры в культуру западноевропейскую. Это время вбирает в себя проблематику, связанную с функционированием на русской почве первого общеевропейского явления культуры — барокко.

Подробнее...
 

Парад и закат

Занятие делится на две части. Сначала учитель кратко излагает историю вопроса. Потом, в ходе живого обмена мнениями изложенное анализируется и закрепляется в памяти. Для того чтобы занятие прошло успешно, ученики должны прочитать повесть А.СПушкина «Египетские ночи» и хорошо помнить ее содержание. Продолжительность занятия - один урок.

Учитель. Если вы смотрели фильм Марлена Хуциева "Застава Ильича", то, конечно, помните знаменитые кадры — вечер поэзии в аудитории Политехнического музея. Вот молодой еще Андрей Вознесенский встает перед микрофоном. Вот поет Булат Окуджава, и зал чуть слышно подпевает ему. Вот суровый Борис Слуцкий чеканит свои стихи. Эпизод этот — один из самых важных в фильме.

Подробнее...
 

Спасите свои души

Помолясь, обратимся ко второму драматическому положению. Это — спасающий, спасение.

Оно, как и мольба, зависит от религиозных представлений человека, хотя в большей степени связано с инстинктом самосохранения, свойственным всему живому. "Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих", — гласил лозунг в клубе "Картонажник", где Остап Бендер развивал плодотворную дебютную идею. И смысл этой сентенции вполне серьезен, несмотря на юмористическое ее обрамление.

"Моряк как моряк, прилагал все усилия, чтобы остаться в живых", — высказался известный капитан Кук об Александре Селькирке, чья история, считается, легла в основу "Приключений Робинзона Крузо" Дефо, классической книги о спасении — или самоспасении, если угодно.

Подробнее...
 

Еще раз о Маяковском

Статью, написанную учителем для учителя, начинаешь читать с особым интересом. Ценность таких статей — в чисто конкретных вещах, которые сразу берутся учителем "на карандаш". Это может быть интересный ход урока, удачное задание, вопрос, необычный ракурс рассмотрения произведения — все то, что я называю словом "зацепка". Иная такая "зацепка" стоит многих книг по методике. Учитель, особенно начинающий, терпеливо собирает их, ибо именно на них будет базироваться здание его собственного опыта. Приятно, если статья подарит твоей копилке хотя бы одну "зацепку". Обидно, если она обманет тебя, если, заманив броским названием и анонсом, окажется своеобразным пустоцветом. От сознания же того, что автор такого пустоцвета — твой коллега, обидно вдвойне.

Подробнее...
 

В конце концов, он назвал себя добрым

ВСТУПЛЕНИЕ

Урок, который я записала, — интегрированный, мы готовили его вдвоем: Валентина Леонидовна Голобокова, учитель литературы, и я — Мария Вальтеровна Амфилохиева, учитель истории.

Интегрированные уроки — это проблема, над которой работает наше методическое объединение. Ежегодно каждый учитель литературы должен попробовать свои силы в этом " "жанре". И все же предложенная мной тема у некоторых коллег вызвала недоумение и неодобрение. Роман для 7-го класса сложный, из последней программы по литературе изъят, хотя текст в учебнике имеется. Задавали далее вопрос, почему вдруг эпоха Возрождения изучается в 7-м классе, а не позже. Пришлось напомнить, что мои 7-е классы изучают на уроках истории средневековье, и Возрождению посвящена большая тема — несколько параграфов, в одном из которых роману Сервантеса уделяется целая страница (в учебнике истории такое нечасто бывает). Конечно, роман в полном объеме сложен для тринадцатилетних, но ознакомиться с ним по учебнику литературы вполне доступно.

Подробнее...
 

"Семейная идея"

Учащиеся выполнили следующие задания:

1. Первая группа подготовила сообщение о сущности христианского брака.

2. Вторая группа рассмотрела, как воплотилась "семейная идея" в романе "Война и мир".

3. Третья группа подготовила задание по роману "Анна Каренина".

4. Четвертая группа подобрала материал на тему "Семейная идея" в "Крейцеровой сонате".

5. Несколько учащихся выполнили индивидуальные задания.

Подробнее...
 

«Мысль семейная» в древнерусской культуре: «Домострой»

XVI век в древнерусской культуре и истории отмечен углублением процесса централизации государства. Концепция "Москва — третий Рим", зародившаяся на рубеже XIV—XV вв., стала определяющей в идеологии русского государства. "Московия" считала себя единственной продолжательницей традиций правой веры. Слияние понятий о могуществе государственной власти, единодержавии и православии как основах национального единства не могли не отразиться в русской словесности. XVI век — это время, когда создаются наиболее крупные кодексы, регламентирующие все сферы жизни человека. История осмысляется уже не только как погодные записи летописца, а как систематическое изложение периодов княжений и царствований ("Степенная книга царского родословия"), идет стремительный процесс упорядочения в области права (Судебники, Уложения), Стоглавый собор выпускает сборник официальных церковных законов ("Стоглав"), русская земля собирает сведения о всех своих праведниках, и под руководством митрополита Макария проводится большая работа по канонизации, сопровождающаяся написанием огромного собрания житий русских святых ("Великие Четьи Минеи"). Средневековая мораль, христианская этика, взгляды на жизнь, быт, семью отражены в "Домострое".

Подробнее...
 

Cимволика в литературе

СИМВОЛИКА ПРОСТРАНСТВА: ГРАНИЦА

Четкое протиюпоставление "своего" и "чужого" пространства в мировой символике, осмысление иномирия как зоны хаоса, антинормы, зла (о нем говорилось рке в предыдущих разделах) объясняет повышенную символическую роль границы — сперва в ритуалах, обычаях, затем в художественной литературе.

Все пространство архаического человека, от интерьера его жилища и вплоть до обтекающего его жизнь великого Космоса, исчерчено видимыми и невидимыми границами. Переход через эти границы требовал смены костюма (и шире — всего внешнего облика), норм поведения, изменения допустимых и недопустимых действий. Такой переход заведомо предполагал перемены в окружающем мире, природном, человеческом и "нечеловеческом'. Граница — самый, пожалуй, напряженный, конфликтный, чреватый внезапными встречами и неожиданными поворотами судьбы участок символического пространства в любом традиционном "образе мира". Причин тому две.

Подробнее...
 

Город в художественном мире А. П. Чехова

Ежегодно в Москве для школьников-победителей окружных олимпиад по литературе проводится городская олимпиада под руководством лаборатории русского языка и литературы МИПКРО (зав. лабораторией Н.А. Нефедова).

Наряду со ставшими уже привычными традиционными письменными формами работы старшеклассникам полюбились "Литературные турниры", "Дискуссионные клубы", "Турниры эрудитов" и "Литературная гостиная", материалы из опыта которой нам хотелось бы представить в данной статье.

Подробнее...
 
Еще статьи...