Литературный Журнал

Watch Законы умирают, книги - никогда. Эдвард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН

Главная Статьи Новости

Что делать с романом "Что делать?"

Контрреволюционные бури нашей эпохи не поколебали места, на котором роман Чернышевского угнездился в школьной программе. Вот он — целый абзац ему отведен. "Новые люди в романе. Проблема эмансипации женщин. "Особенный человек", его жизненные принципы. Последователи Рахметова в русской истории".

Собственно, как всем хорошо известно, это произведение стало обязательным блюдом для многих поколений советских школьников, потому что один из "последователей Рахметова", ухитрившийся сделать "русскую историю" — "историси СССР' , объявил Чернышевского своим "любимейшим .автором". Других видимых преимуществ перед многими памятниками русской классики, оставленными за порогом школы, обнаружить не удается.

Подробнее...
 

"Свирепей дружбы в мире нет любви"

"Нас много. Нас, может быть, четверо..." — писал Андрей Вознесенский, обращаясь непосредственно к Белле Ахмадулиной. Характерно переиначивая известные пастер-наковские строчки ("Нас мало. Нас, может быть, трое донецких, горючих и адских..."), Вознесенский находчиво манифестировал новоявленное содружество поэтов, критиками названных поэтами "эстрады". Именно в этой связке, громко заявившей о себе в начале 60-х, и входила в литературу Белла Ахмадули-на, хотя, кроме врожденного артистизма, антисталинских убеждений и, разумеется, молодости, общего между нею и троими остальными поэтами, по сути, не было. Разве что любовь к свободным рифмам и нелюбовь к "мещанству", к тому же принявшая у Ахмадулиной вполне онтологический характер: неприязни к самодовольной "норме" и "здравому смыслу"... Во всем же прочем она диаметрально отличалась и от Вознесенского, и от Евтушенко, и от Рождественского.

Подробнее...
 

"Неогрязненное" искусство

Подробнее...Если сейчас оглянуться далеко назад, во вторую половину тридцатых годов, то можно с ужасом обнаружить нелепое несоответствие между гордым государственным пафосом и открытым, невиданным потоком репрессий.

Съезды стахановцев и колхозников, перелеты Чкалова и Гризодубовой, папанинцы на полюсе и — переполненные эшелоны с зарешеченными окошками — на север и на восток.

Подробнее...
 

Разрушительная сила безидейности

Внутренний распад идеократии по-разному отразился в романе Василия Гроссмана "Жизнь и судьба", "Архипелаге ГУЛАГ" Солженицына и "Москва — Петушки" Венедикта Ерофеева. Я ограничиваюсь тремя именами, замечательными для трех поколений. Гроссман начинал как советский писатель. Советский путь глубоко разочаровал его, но остался в душе идеал свободы — отправной пункт всех революций XIX века.

Подробнее...
 

«Что за прелесть эти сказки!»

Для участия в игре должны быть сформированы две или четыре команды, в зависимости от количества участников. Названия команд и девизы придумываются заранее — само собой разумеется, они должны иметь непосредственное отношение к тематике игры.

Подробнее...
 

"В двояком образе нетленном"

Подробнее...В творчестве Г. Р. Державина чувствуется трагическая раз двоеиность: он очень привязан к материальной, конечной стороне бытия и в то же время ощущает величественное присутствие Вечного. Лирический герой Державина несет в себе эти два начала не как гармонию, но как тревожный разлад, не видя средств его преодолеть. Разделение, разобщенность двух начал приводит к обостренному страху смерти, в которой поэт видит противоестественный, отвергаемый человеческим разумом и сердцем исход. Державин поражен бессмысленностью такой жизни, каждое мгновение которой содержит умирание:

Подробнее...
 

Сказание о прусском Китеже

Подробнее...Много ли можно увидеть сегодня поэтических книжек на полках книжных магазинов, киосков, на уличных развалах? Большая редкость! Тем более порадовался я, когда в руки мне попала эта объемистая, изданная на хорошей бумаге, снабженная цветными вклейками поэтическая антология. На двух языках — русском и немецком. "Свет ты мой единственный" — так называется сборник стихов кенигсбергских поэтов.

Подробнее...
 

На пути к своему слову ч.3

4.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. СИСТЕМА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Итак, если духовное зрение нашего ученика сфокусировано, он подобрал для себя тот магический кристалл, сквозь который ясно "различает" предстоящий ему путь, остается только найти аргументы в пользу своей точки зрения.

Подробнее...
 

На пути к своему слову ч.2

2. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЭПИГРАФ

Афоризм — как пчела: в нем есть и золотистый мед, и ядовитое жало.
Кармен Сильва

Подробнее...
 

На пути к своему слову ч.1

1.    О ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИИ СОЧИНЕНИЯ

Думаю, что основные опасности, подстерегающие наших учеников при работе над любой темой, - это ритуальное словоблудие, а также "взгляд и нечто", то есть попытка написать обо всем и ни о чем.

Подробнее...
 
Страница 2 из 4