Литературный Журнал

Watch Законы умирают, книги - никогда. Эдвард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН

Главная Статьи Новости

САМИЗДАТ

Про "самиздат" сочинено очень много, есть энциклопедии, в которых ему отведены специальные статьи. Вот, например, словарь по русской литературе В. Казака, раскроем книгу на соответствующей странице: "Распространение литературных произведений, не разрешенных цензурой, зарождается в России не позднее конца 18 века, когда ходило в списках радищевское "Путешествие из Петербурга в Москву".

Подробнее...
 

Летопись исчезающего рыцарства

Савва Григорьевич Бродский был крупным мастером книжной графики. Широко известны его иллюстрации к сочинениям Цвейга, Шекспира, Ромена Роллана, Флобера, Мопассана, Стивенсона, Джованьоли, Ибсена, Гоголя, Грина, Н. Островского, Вс. Вишневского...
Но наибольшую известность ему принесли иллюстрации к "Дон Кихоту" Сервантеса.

Подробнее...
 

Урок внеклассного чтения по книге А. К. Толстого «Князь Серебрянный»

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image http://www.oranta-book.ru/img/katalog/200/2682.jpg

Подробнее...ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
1. Подготовить пересказ главы 1 "Опричники” . Почему опричники так бесчинствуют в селении, мимо которого проезжает Никита Романович Серебряный?
2. Почему Никита Романович, приехав в Москву в 1565 г., не знает, что произошло и какую грозную силу представляют собой опричники?
Каким вы представляете себе царя Ивана Грозного, прочитав главу Пир (гл. 8)?
Какими вы представляете сподвижников Ивана IV:

Подробнее...
 

О путях и тупиках

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image http://img359.imageshack.us/img359/3844/resim18wq4.jpg

Подробнее...Каждый человек в своем духовном становлении проходит определенный путь, проделывает определенную духовную работу.
Писатель же отличается лишь тем, что ему дано оставлять материальные следы этой работы. И внимательно идя по этим следам, можно прийти туда же, куда шел и Автор. Пишущего эти строки к православной христианской вере привел не кто иной, как Александр Сергеевич Пушкин. В свое время я задался целью — выявить, что же есть общего во всех художниках, называемых "великими", что именно делает их таковыми.

Подробнее...
 

«Война и мир» судьба личности…

Подробнее...Статья, которую мы сегодня начинаем печатать, любопытна не только глубокими и содержательными проникновениями в текст Толстого, но тем еще, что ее написала шестнадцатилетняя школьница, ученица 11-го класса московской общеобразовательной школы № 11. Имеет, наверное, значение, что Катины бабушка я дедушка — известные писатели, а мама — незаурядная художница. Но я знаком со многими писателями, со многими деятелями искусств и могу свидетельствовать, что в их семьях дети такой одаренности, как Катя, встречаются не чаще, чем в семьях любых других социальных групп.

Известный автопортрет Леонардо да Винчи с густой бородой и задумчивым взглядом, исполненным мощи и скорби, всякий раз заставляет меня вспомнить о другом великом человеке, принадлежащем уже Новому времени — о Толстом. И здесь не только неуловимое внешнее сходство и похожесть имен. Почему у Леонардо — создателя сложных механизмов, естествоиспытателя, великого живописца — возникла потребность писать простенькие сказочки с моралью? Откуда у Толстого этот универсальный возрожденческий разброс, стремление все постичь, все охватить, тяга к разнообразнейшим видам деятельности? На мой взгляд, Толстой и Леонардо — гении двух противоположно заряженных эпох. Человек Возрождения впервые осознает себя чем-то уникальным, единственным, неповторимым и ценным этой неповторимостью.

Подробнее...
 

Уходя в придание

Подробнее...Когда-то В. Вересаев обратил внимание на одну особенность читательского восприятия бунинского творчества. Почти каждый критик, приступая к обзору новейшей литературы, начинал с упоминания последнего, только что напечатанного произведения Бунина, причем со слов привычных и уже почти не значащих: "Новый рассказ Бунина - настоящий шедевр" - и только после, переходя к произведениям других писателей, оживлялся, спорил, что-то доказывал. Проще всего было бы - в соответствии с этим наблюдением - причислить Бунина к мастерам "чистого искусства", произведения которого совершенны сами по себе, но этим совершенством как бы и отдалены от действительной жизни. Многие современники именно так и смотрели на творчество Бунина, вспомним хотя бы письмо Горького Пятницкому в ноябре 1901 года: "Я все думаю, следует ли "Знанию" ставить свою марку на произведениях индифферентных людей? Хорошо пахнут "Антоновские яблоки" -да! - но - они пахнут отнюдь не демократично... Ах, Бунин!

Подробнее...
 

Лирика Ивана Бунина

Подробнее...Как известно, многие поэты писали (пишут) и прозу. Начинают то и другое, как правило, не одновременно, а лишь потом подключают этот более мощный, основательный жанр. Убедительные подтверждения сказанному вы найдете в любой литературе: Гете, Гюго, Киплинг, Э. По... Сразу и не сообразишь, кто же они по преимуществу — прозаики или поэты. Во всяком случае и то, и другое. А в русской литературе первые три имени, которые сразу приходят в голову, едва мы заговорим о поэтах, писавших прозу, это Пушкин, Лермонтов, Бунин.

Подробнее...
 

Рассказ о богатом и Лазаре

Подробнее...Живого человека не может не волновать вопрос о смерти и о том, что — за ней? И у многих великих писателей отразилась эта великая озабоченность. "Быть или не быть", а если умереть и "видеть сны, то - какие сны?" — вот в чем вопрос. "Быть или не быть..." А ведь действительно, еще в этой жизни уже можно быть или не быть. "Быть" — это только когда я знаю, что мое бытие вечно, что оно никогда не прекратится. А если я не верю в вечную жизнь, то я и не живу, но с самого рождения только и делаю, что умираю, то есть неуклонно и неотвратимо, час за часом приближаюсь к вечной смерти, к вечному небытию. И в этом надо трезво дать себе отчет. Один языческий мудрец так и истолковал крик новорожденного младенца: "Помогите! Я умираю!" А "какие сны?" — тоже исключительно важно знать. Если участь там не у всех одинакова; если вечность может быть либо блаженной, либо мучительной, то с какой же силой надо стараться избежать вечных мук и войти в вечное блаженство!

Подробнее...
 

В ситуации свободы

Подробнее...Как заноза застряла в памяти вступительная фраза из статьи нижегородской поэтессы Марины Щ.  Кулаковой: "На выпускных экзаменах 1993 года была среди прочих тема сочинения, которую вряд ли ожидали: "Слово о современной поэзии". Интересно, много ли учителей-словесников смогли бы написать что-нибудь по этому поводу?.." Повторяю ее, отнюдь не разделяя провокативное любопытство автора, — повторяю, поскольку и теперь ничего не изменилось: старшеклассники все так же оставляют прочерк, завидев в анкете вопрос о поэтах-современниках, а методисты завершают их список именами В.Высоцкого и Б. Слуцкого. Конечно, печать изредка предлагает материалы на заданную тему, но, даже изрядно попотев в разысканиях, учитель вряд ли обретет уверенную цельность и ясность. В лучшем случае можно собрать литературу об И. Бродском, в худшем — окончательно растеряться среди манифестов концептуализма, лингвопластики и пластилистики, уникализма... В специальных статьях сектор обзора, как правило, столь же узок, а круг идей и того беднее. С другой стороны, не осуществились пока и претензии начертать карту современной поэзии (один из подобных путеводителей — помянутое выступление М. Кулаковой в "Литературной газете" от 10 ноября 1993 года): нечеток масштаб, а значит, и величины, и расстояния — приблизительны.

Подробнее...
 

Его глаз различал самое характерное

Подробнее...Едва успев подрасти, Доре угрожающе произнес: "Я проиллюстрирую все!" Жадное честолюбие оказалось провидением — уже к тридцати годам Доре создал около сорока тысяч великолепных рисунков, но еще ему хотелось громко прославить свое имя в живописи и скульптуре. И он писал огромные исторические картины и «аял мраморные вазы, украшенные изображениями мифологических сцен. Картины называли раскрашенными иллюстрациями, вазы должного эффекта не производили. Тем не менее в иных его картинах, может быть, таких, как "Уличные музыканты", "На Лондонском мосту" и "Цыгане", находили психологизм и типичность образов. А неплохой памятник Александру Дюма работы Доре до сих пор украшает Париж.

Подробнее...
 
Страница 3 из 4