Литературный Журнал

Watch Законы умирают, книги - никогда. Эдвард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН

Главная Статьи Новости На пути к своему слову ч.1

На пути к своему слову ч.1

1.    О ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИИ СОЧИНЕНИЯ

Думаю, что основные опасности, подстерегающие наших учеников при работе над любой темой, - это ритуальное словоблудие, а также "взгляд и нечто", то есть попытка написать обо всем и ни о чем.


Действительно, сочинение на вольную (свободную) тему требует' от ребят незаемных, искренних слов, которые на пустом месте не появляются. Анонсирование этой темы сочинения в числе семи других представляется очень разумным и уместным, потому что она требует от словесников и их подопечных серьезной, последов»тельной и вдумчивой работы в предэкзаменационный период. Наивно было бы ожидать, что тему "Размышление о доблести и героизме" можно написать экспромтом за 6 часов.

Мы должны помочь ребятам прочувствовать, понять то, о чем они будут писать на выпускном экзамене, тем более что тема эта благодатна и злободневна, особенно в преддверии 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Кроме того, вопросы, связанные с нравственностью, с высшими проявлениями человеческого духа, именно в этом возрасте начинают по-настоящему волновать наших детей. Полагаю, что в творческой лаборатории коллег есть свои "фирменные" приемы и наработки: вы сможете найти заветный ключик к каждому ученику, поэтому советовать что-то конкретное в этой связи мне кажется не совсем корректным.

Итак, сочинение-размышление... Слов нет, каждый из нас имеет представление об этом виде ученического высказывания. Отработка навыка написания сочинений-рассуждений и изложений с элементами рассуждений рассчитана не на один год. И все же, все же, все же…

В числе прочих в 1992 году старшеклассникам на выпускных экзаменах была, как известно, предложена тема "Размышление над прочитанной книгой". Знакомясь с различными материалами, в которых подводятся итоги экзаменов 1992 года, я пришел к выводу, что весьма многими выпускниками школ эта тема была практически провалена. Вот и Л.Я. Каменская в брошюре "Школьное сочинение по литературе" (М.: Просвещение, 1994) отмечает, что сочинения, написанные ребятами на эту тему, "не выявили непосредственного восприятия учеников. Выяснилось, что навык работы над особым жанром сочинения-размышления, жанром, которым занимались в среднем звене (4-9-х классах), потерян. Рассуждения подменяются традиционным анализом произведения. Ученики не обнаруживали своих убеждений..."

Естественно, возникает вопрос: ученики "утеряли" или это мы толком не объяснили, а потом не напомнили старшеклассникам, что такое размышление (или рассуждение, как чаще называют в методической литературе этот жанр ученического высказывания).

В своей преподавательской и репетиторской практике я не раз сталкивался с таким явлением, когда приходившие ко мне старшеклассники не имели никакого понятия не только о рассуждении (размышлении), но и о повествовании и описании. Причем речь идет не о дубиноголовых невеждах, закоренелых прогульщиках и разгильдяях, а об умных, сообразительных ребятах с хорошей памятью и желанием учиться. И обучались-то ведь они во вполне благополучных московских школах, в том числе и с углубленным изучением дисциплин гуманитарного цикла.

Но предположим, что в вашей, коллега, школе дела идут неплохо. Выпускники знают, чем отличается сочинение от изложения, а размышление от повествования. И все-таки в оставшееся до 1 июня время не мешало бы напомнить нашим подопечным азбучные истины, связанные со спецификой жанра "сочинение-размышление".

В книге "Система обучения сочинениям в 4-8-х классах" под редакцией Т.А. Ладыженской, изданной московским издательством "Просвещение" в 1973 году, читаем: "Суть сочинения-рассуждения в обосновании истинности какой-то основной мысли (тезиса) другими суждениями (аргументами). Доказательство истинности суждения с помощью других суждений невозможно без.установления логических связей: без выявления причинно-следственной зависимости между суждениями. Таким образом, в рассуждении преобладают причинно-следственные отношения".

Далее авторы книги говорят о нескольких путях построения сочинения, которые могут быть выбраны в зависимости от содержания, цели высказывания и характера смысловых отношений, свойственных рассуждению. Речь идет о хорошо известном дедуктивном (от общего к частному, от общих суждений к частным выводам), а также индуктивном пути умозаключения (от частного, конкретного - к общему). Более сложным по композиции является индуктивно-дедуктивное; рассуждение.

"В зависимости от выбранного автором способа ведения доказательства, - продолжают авторы книги, -различаются рассуждения с прямыми доказательствами... и рассуждения с доказательствами от противного. В этом случае истинность тезиса доказывается посредством опровержения предполагаемых положений, противоположных доказываемому".

Таким образом, сочинения-рассуждения могут быть построены и как утверждения, и как опровержения ранее выдвинутого тезиса. Известно, что сочинения-размышления могут быть написаны в виде рассуждений на дискуссионные темы, это могут быть рецензии, отзывы, характеристики литературных героев. Кроме того, начиная с прошлого года активно внедряется мысль о необходимости разнообразить формы и жанры ученических сочинений. В частности, в статье "Выпускное сочинение в июне 1994 года", опубликованной в первом номере журнала "Русская словесность" за прошлый год, главный специалист Министерства образования РФ Т.А. Калганова, говоря о темах экзаменационных сочинений 1994 года, пишет: "Своеобразие работы заключается в том, что формулировки тем позволяют написать сочинение, по своей форме соответствующие одному из жанров научной, художественной и публицистической речи (рецензия, обзор, литературно-критическая статья, очерк, путевые заметки, дневниковые записи, эпистолярный жанр)".

По-моему, совершенно очевидно, что сочинение-рассуждение в эпистолярном, например, жанре "вдруг" не пишется, к нему нужно готовить ученика - и не одно занятие.

И все-таки если с формой, композицией сочинения все более или менее ясно, то вот его содержательная сторона требует более обстоятельного разговора.

Я придерживаюсь той точки зрения, что смысловым ядром всякого сочинения является формулировка темы. Стало быть, без умения верно прочитать и осмыслить ее всякая дальнейшая работа просто теряет смысл. Опираясь на свой репетиторский опыт, к сожалению, могу констатировать тот факт, что очень немногие абитуриенты ясно представляют себе смысл многих литературоведческих терминов и обычных понятий из общеупотребительной лексики, что мало кто из нынешних старшеклассников знает, что такое ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СЮЖЕТ, ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПАФОС, ОБРАЗ. То же и с понятиями ГУМАНИЗМ, ПРОБЛЕМА, ПОШЛОСТЬ, МЕЩАНСТВО, НРАВСТВЕННОСТЬ... Список далеко не полный!

Тема, о которой мы говорим, сложна еще и потому, что ученикам должно быть понятно, что такое ДОБЛЕСТЬ и ГЕРОИЗМ.

Известно, что общим для этих, слов является то, что они означают МУЖЕСТВО и САМООТВЕРЖЕННОСТЬ, вообще исключительные качества человека, проявляющиеся в экстремальных ситуациях. Доблесть и героизм - слова, близкие по смыслу, но не кальки, они даже не поставлены в один ряд в "Словаре синонимов русского языка". Полагаю, что при работе в классе над этими понятиями важно подчеркнуть, что слово ДОБЛЕСТЬ относится к высокому стилю, к которому обращаются в тех случаях, когда говорят о чем-то возвышенном, чрезвычайно важном, общезначимом. В.И. Даль в своем Толковом словаре разъясняет значение слова ДОБЛЕСТЬ так: "Высшее духовное мужество, стойкость, благородство, высокое свойство души, высшая добродетель, великодушие, самоотверженность". О слове ГЕРОИЗМ Б Словаре русского языка АН СССР мы узнаем, что это - "самоотверженность, мужество, способность к совершению подвига".

Конечно, невозможно до конца понять, что такое ГЕРОИЗМ, не обратившись к словам ГЕРОЙ, ЖЕРТВЕННОСТЬ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, ПОДВИГ, ПОДВИЖНИК. Это, в частности, поможет проложить своеобразные смысловые мостики между исследуемыми понятиями ГЕРОИЗМ и ДОБЛЕСТЬ. Так, в словаре СИ. Ожегова о слове "герой" написано следующее: "Выдающийся своей храбростью, ДОБЛЕСТЬЮ, самоотверженностью человек". В уже упоминавшемся академическом Словаре русского языка сказано, что слово ДОБЛЕСТЬ означает отвагу, мужество, ГЕРОЙСТВО. Готовность преодолеть все препятствия для достижения какой-то высокой цели.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что цель, во имя которой совершается героический поступок, подвиг, не может быть эгоистичной, а тем более - низкой. Кстати, еще в 1984 году, комментируя хорошо знакомые опытным педагогам 200 тем экзаменационных сочинений за курс неполной средней школы, авторы брошюры "Повторение и обобщение при подготовке к экзаменам по русскому языку" подчеркивали: "...B нашем понимании героизм как поступок неразрывно связан с тем, ради чего, ради какой цели он совершен".

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что героические, доблестные поступки совершаются не только на войне, поэтому и толкование В.И. Далем слона ГЕРОЙ требует особого разговора. Итак, но мнению Владимира Ивановичи, это - "витязь, храбрый воин, воитель, ДОБЛЕСТНЫЙ сподвижник вообще в войне и в мире". "В жизни всегда есть место подвигу", недаром поэтому, кстати, существуют понятия ТРУДОВОЙ и ВОИНСКОЙ ДОБЛЕСТИ.

В качестве одного из примеров раскрытия исследуемых понятий могу предложить роман Льва Толстого "Война и мир" и повести Владислава Титова "Всем смертям назло". Действительно, проявления мужества, самоотверженности, героизма, способности к самопожертвованию, великодушие, стойкость, благородство, отвага, храбрость, готовность преодолеть все препятствия свойственны и капитану Тушину с его небольшой батареей, которые готовы умереть "за други своя", и участникам Бородинской битвы, надевающим перед боем смертные рубахи, и герою повести Титова, который приносит себя в жертву ради жизни своих друзей-шахтеров в мирное время. Спасение родины в тяжкую годину испытаний и жертва во имя жизни других людей, бесспорно, является высокой целью.

На примере только этих двух произведений можно рассмотреть и проявления подвижничества, "самоотверженной деятельности, направленной на достижение высокой цели", как пишут в значении этого слова составители академического Словаря русского языка.

Но, разумеется, можно взять и другие книги.

Продолжение следует.

Сергей ШТИЛЬМАН, учитель школы № 1321 "Ковчег", г. Москва