Литературный Журнал

Watch Законы умирают, книги - никогда. Эдвард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН

Главная Статьи Новости На пути к своему слову ч.2

На пути к своему слову ч.2

2. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЭПИГРАФ

Афоризм — как пчела: в нем есть и золотистый мед, и ядовитое жало.
Кармен Сильва

Читая всевозможные популярные и академические пособия для абитуриентов о том, как писать экзаменационные сочинения, я много раз наталкивался на утверждения о том, что "без эпиграфа вполне можно обойтись", "эпиграф совершенно не нужен", и другие в том же духе. Кстати говоря, попадались мге рассуждения и о том, что, работая над сочинением, надо сразу брать быка за рога, поэтому можно опустить и вступление к сочинению.

Прошу понять меня правильно. Я не являюсь поборником единообразия и обязательности всех композиционных частей сочинения. И все же если мы сначала отбросим эпиграф, за ним - вступление (а там и до концовки доберемся), то у нас получится примерно то же, что в мультипликационном эпиграфе к фильму Э. Рязанова "С легким паром!", где незадачливый архитектор, носящий по высоким кабинетам проект дома, в конце концов получает разрешение на строительство типовой коробки, безликой и бездарной.
Слов нет, случайный, не относящийся к теме сочинения афоризм только изуродует работу, станет для нее "ядовитым жалом". Но на то нам и дается время, чтобы мы помогли ребятам найти такой эпиграф, который даст работе мощный смысловой импульс, пояснит основную идею, замысел автора. Ведь эпиграф, как мне кажется, - это своеобразная расшифровка смыслового ядра - формулировки темы. Это, в конце концов, и определение стратегический задачи сочинения. Опытные экзаменаторы согласятся со мной, что удачный афоризм сразу повышает шансы испытуемого на хорошую оценку, сразу показывает, что он хорошо понял, о чем его спрашивают, знает, о чем будет писать.

Бесспорно, хорошие, а тем более ЕДИНСТВЕННЫЕ эпиграфы на дороге не валяются. Это как у шахматиста - своеобразная "домашняя заготовка", плод долгих поисков и размышлений.

В зависимости от того, какой поворот темы "Размышление о доблести и героизме" выберут старшеклассники, можно предложить им такие высказывания: "Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей" (И. Кант); "Умирают только за то, ради чего стоит жить" (А. де Сент-Экзюпери); "Высушить одну слезу - больше доблести, чем пролить море крови" (Дж.Г. Байрон).

Впрочем, дать в этой статье эпиграфы на все случаи жизни невозможно. Ясно одно: "Из ничего не выйдет ничего", а чудо прекрасного, умного, талантливого, по-настоящему творческого сочинения всегда предполагает долгий, кропотливый труд.

3. ВСТУПЛЕНИЕ К СОЧИНЕНИЮ, ТРЕБУЮЩЕМУ РАСКРЫТИЯ ПОНЯТИЙ

Для начала хочу напомнить коллегам, что в зависимости от формулировки темы, Как правило, применяют различные виды вступлений. Н.П. Морозова в брошюре "Учимся писать сочинение" рассматривает несколько возможных видов введения (вступления): историческое, биографическое, сравнительное, обществоведческое и аналитическое. По поводу последнего автор пишет: "Есть такие темы сочинений, начинать раскрытие которых целесообразно с размышления по поводу какого-то понятия, входящего в формулировку заглавия темы".

Естественно, я не предлагаю некий трафарет вступления (тезиса) сочинения, тем более что возможны темы, в которых необходимо применять комбинацию различных видов вступления. И все-таки, согласитесь, без четкого уяснения нашими учениками сути понятий ГЕРОИЗМ и ДОБЛЕСТЬ, их общечеловеческого значения, без понимания вечной, всегдашней злободневности вопросов, связанных с моралью и нравственностью, - без всего этого работа над сочинением будет обречена на провал.

Вообще по первым абзацам сочинения легко определить, имеет ли старшеклассник представление о том, в каком направлении ему двигаться. Кроме того, введение (вступление) продолжает раскрытие сути формулировки темы, конкретизирует стратегические задачи, которые поставил перед собой ученик, продолжает работу, начатую еще в эпиграфе сочинения.

Безусловно, если композиция сочинения предполагает, что основной вывод будет сделан в конце работы, вступление может содержать более частный, предварительный тезис. Однако в любом случае оно не должно быть абстрактным, беспредметным.

Сергей ШТИЛЬМАН, учитель школы № 1321 "Ковчег", г. Москва