Литературный Журнал

Watch Законы умирают, книги - никогда. Эдвард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН

Главная Статьи Новости На пути к своему слову ч.3

На пути к своему слову ч.3

4.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. СИСТЕМА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Итак, если духовное зрение нашего ученика сфокусировано, он подобрал для себя тот магический кристалл, сквозь который ясно "различает" предстоящий ему путь, остается только найти аргументы в пользу своей точки зрения. Возможно, многие старшеклассники предпочтут написать работу исключительно "по жизненным впечатлениям". И все же мне представляется, что наиболее плодотворным был бы некий вариант, который бы предполагал сочетание и литературных реминисценций, и размышлений по "жизненным впечатлениям". Вообще очень уместно было бы остановиться во время подготовки к сочинению на том, что судьбы и выдающиеся поступки литературных героев влияли на читателей, иногда в корне меняли их взгляды на мир, понимание смысла жизни. В свою очередь, естественно, жизнь не могла не воздействовать на творчество писателей. Героические деяния, доблесть многих реальных исторических лиц отражались в творениях мастеров слова.

И еще на одном особо хочу заострить внимание коллег. Чаще всего основная часть сочинения превращается в более или менее связный и подробный пересказ содержания книги или случая, свидетелем которого явились наши подопечные. Необходимо (желательно на примерах) показать ребятам, что такое рассуждение, напомнить о том, что анализ без синтеза бесплоден, ущербен. Ведь именно причинно-следственные связи делают сочинение логичным и стройным. Или, как говорил Клод Бернар, "сами по себе факты - ничто. Они приобретают ценность лишь благодаря идее или в силу доказательства".

5. ИСКУСТВО КОНЦОВКИ

Кто из нас, коллеги, не читал сочинений, в которых вступление и вывод похожи как две капли воды. На своих занятиях со старшеклассниками и абитуриентами часто объясняю абсурдность такого завершения работы. Сравнивая сочинение с решением задач по алгебре или физике, показываю, насколько нелепо выглядит ответ, если он повторяет условие задачи.

Набило оскомину утверждение о том, что вывод "должен суммировать все, что выявлено в ходе работы", что он является "философским обобщением" всего ранее сказанного, выводит наши размышления на "иной уровень".

Полагаю, что эта наиболее ответственная и сложная часть работы над сочинением, коль скоро есть возможность подготовиться к нему заранее, должна быть отработана особенно тщательно. Необходимо, кроме всего прочего, напомнить старшеклассникам, что в зависимости от композиции, выбранной ими, они могут завершить свою творческую работу концовкой-выводом или концовкой-ответом. Первый, как пишет об этом уже упоминавшаяся нами Н.П. Морозова, "является логическим, сжатым в несколько строк итогом всего сочинения", а второй - "энергичным ответом на вопрос, поставленный в начале сочинения".

Особого .разговора заслуживает "заключение-следствие, в котором мы выходим за рамки всего изложенного в сочинении и используем наши знания сверх данной проблемы или произведения".

Полезно также напомнить и о концовке-цитате, которая наряду с хорошим эпиграфом изящно замыкает работу, являясь по сути выводом, ответом или следствием. Нет нужды объяснять, насколько трудно с ходу найти такую цитату, в которой как в зеркале отразилось бы все сочинение. Это, бесспорно, еще одна "домашняя заготовка".

6. ХОТЯ УРОКОВ . КАТАСТРОФИЧЕСКИ НЕ ХВАТАЕТ...

...И все-таки, согласитесь, не количеством пройденных (большей частью мимо и впопыхах) произведений и авторов измеряется степень литературной образованности старшеклассников. Что толку, если будущий абитуриент прочел все обязательные программные произведения, но при этом не научился самостоятельно и оригинально мыслить, свободно писать о своих размышлениях.

До экзаменов есть еще немного времени. Хорошо, если ваши ученики - девяти- или десятиклассники. Вы, имея в виду, что жанр сочинения-рассуждения был, есть и, по всей видимости, еще долго будет традиционным для выпускных экзаменов, сможете без больших усилий скорректировать подготовку ребят к этой сложной творческой работе. Но даже если до конца 11-го класса остались считанные недели, еще не все потеряно.

Во-первых, совершенно необходимо провести урюк устного сочинения-рассуждения на морально-нравственные темы, расшевелить память, разбудить мысли и чувства старшеклассников, помочь сфокусировать их внутреннее зрение, вспомнить о том, что они слышали о высших проявлениях человеческого духа, подумать, нужно ли стремиться к высокому в наш век базарно-рыночной экономики.

На этом же уроке, я полагаю, надо побеседовать о том, что значения понятий ДОБЛЕСТЬ и ГЕРОИЗМ не меняется, но в каждую эпоху люди их понимают по-разному.

Во-вторых, надо предложить ребятам написать тренировочное предэкзаменационное (можно домашнее) сочинение-рассуждение на тему, связанную с понятиями ДОБЛЕСТЬ и ГЕРОИЗМ, например "О добре", "О гуманности", "О самоотверженности", "О подвиге", и тому подобное.

Очевидно, что методически верно было бы завершить эту работу разбором сочинений, во время которого можно внести последние коррективы, дать последние советы и рекомендации перед экзаменом.

Сергей ШТИЛЬМАН, учитель школы № 1321 "Ковчег", г. Москва

 
Щадящая циклевка пола без выходных.