Литературный Журнал

Watch Законы умирают, книги - никогда. Эдвард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН

Главная Статьи Новости Литературный календарь 15-21 февраля

Литературный календарь 15-21 февраля

roni-starshiy.jpg15 февраля

1940 — скончался Жозеф Анри Огюстен Беке, знаменитый РОНИ-старший. Мы все знаем его лишь как автора школьного бестселлера - повести "Борьба за огонь" (переведена в России в год ее французской первопубликации — 1911-й). А он в своей долгой жизни (род. в 1856) успел многое. Человек огромной физической силы, любитель жизни во всех ее проявлениях, он оставил обширное литературное наследство, где есть и романы об античности, и труды по физике и химии (их высоко оценил знаменитый Пьер Кюри). В частности, вскоре после открытий Эйнштейна, например, он написал интереснейший очерк по истории теории относительности - "Пространство и время".

В 1926 г. он был избран президентом Академии Гонкуров — сообщества писателей, присуждавших самую авторитетную литературную премию во Франции — Гонкуровскую...

16 февраля

1830родился Николай Логинович ЛОМАН. В свободное от преподавания кадетам русского языка и словесности время пробовал силы в поэзии. Когда не получилось со своими стихами, стал высмеивать и пародировать других, обнаруживая в этом аппетит людоеда-гурмана. В его стихотворных фельетонах "Литературные вариации" (печатались в журнале "Искра" под псевдонимом Н.Л.Гнут) досталось Л.Мею, К.Случевскому, А.Фету и другим мастерам русской лирики. Наскоки на мастеров и спасли этого Александра Иванова XIX века от полного забвения. Скончался весельчак в 1892 году.

1831 — родился Николай Семенович ЛЕСКОВ.

1880 - Гюстав Флобер — Ги де Мопассану: "Когда вас преследуют за политическую статью - это еще куда ни шло; хотя я и сомневаюсь, чтобы какое бы то ни было учреждение могло указать мне на практическую необходимость такого преследования. Но за стихи, за литературное произведение! Нет, это слишком...

Тебе скажут, что в твоих статьях непристойные тенденции! Если придерживаться теории тенденций, то можно гильотинировать барана за то, что он мечтал о говядине. Следовало бы окончательно договориться относительно вопроса о морали в государстве. Что красиво, то и морально – вот и все больше ничего. Правительства могут сменять друг друга - монархия, империя, республика, не все ли равно! Но официальная эстетика остается неизменной.

В силу своего положения агенты его — чиновники и красноречие непоколебимо, и они обладают средством убедить вас в чем угодно. Человек возносится к Олимпу, лицо его лучезарно, сердце исполнено надежды, он устремлен к прекрасному, божественному, почти уже достиг легких облаков — и вдруг лапа надсмотрщика за каторжниками швыряет его в помойную яму!"

17 февраля

В этот день Бог был строг к комедиантам - скончались Жан-Батист МОЛЬЕР (1673) и Генрих ГЕЙНЕ (1856). И оба в Париже.

Вечность, ох, как ты долга!

Потерял векам я счет.

Долго жарюсь я, но ад

До сих пор жаркого ждет.

Вечность, ох, как ты долга!

Потерял векам я счет.

Но однажды и меня

Черт с костями уплетет.

то, конечно, Гейне (в переводе Марка Тарловского).

18 февраля

1825 - родился венгерский писатель Мор ЙОКАИ. В юности дружил с Петефи, но затем предпочел революционной романтике — просто романтизм, став — редкий случай — читаемым классиком. Вы встречали его книги в библиотеках и в магазинах: они переводятся на русский язык уже более ста лет. А какие фильмы снимаются по его романам: "Венгерский набоб", "Судьба Золтана Карлатти"... Скончался в 1904 году.

19 февраля

1925 — скончался Михаил Осипович ГЕРШЕНЗОН (род. в 1869). "Он терпеть не мог, чтобы его называли критиком. "Я историк, а не критик", — поправлял он. Однако, избегая печатно высказываться о новой литературе, он следил за ней очень зорко. Из современных русских писателей особенно восхищался Андреем Белым; Вячеслав Иванов, Сологуб, Блок были его любимыми поэтами; высоко ставил и лично любил А.М.Ремизова, любовно говорил о таланте Алексея Толстого. Не любя стихов Брюсова, уважал его как историка литературы. В общем же был широк и старался найти хорошее даже в писателях, внутренно ему чуждых.

За девять лет нашего знакомства я привык читать или посылать ему почти все свои стихи. Его критика всегда была доброжелательна — и беспощадна. Резко, "начистоту" высказывал он свои мнения. С ними я не всегда соглашался, но многими самыми меткими словами о моих писаниях я обязан ему. Никто не бранил меня так сурово, как он, но и ничьей похвалой я не дорожил так, как похвалой Гершензона. Ибо знал, что и брань, и похвалы идут от самого, может быть, чистого сердца, какое мне доводилось встречать. Хворал он давно, но умер от внезапного ухудшения. Страдания были сильные. Он знал, что умирает, но конец наступил так быстро, что он не успел проститься с близкими. Похоронили его на скромном Ваганьковском кладбище. На его могиле можно бы написать слова из посланий Пушкина к Чаадаеву: Всегда мудрец, а иногда мечтатель". Из статьи В.Ходасевича "Гершензон".

20 февраля 1780родился немецкий эстетик - романтик и критик Карл Вильгельм Фридрих ЗОЛЬГЕР. "- По-моему, ты преувеличиваешь, когда изображаешь чувственность как нечто низменное и порочное. Как-никак она остается необходимой частью существования "я", без нее мы не смогли бы вообще осознать чистой деятельности.— Да, я уже раньше согласился с тем, чт<. она является условием нравственности, то нравственная деятельность, с одной сто .юны должна проявляться в чем-то внешнем, а с другой — должно существовать нечто такое, что е? надлежит побороть и подчинить себе". Из трактата "Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве".

21 февраля

1885 М. Е. Салтыков-Щедрин — критику А. М. Скабичевскому: "...Что касается до отрицания искусства для искусства, какое было в начале 60-х годов, то оно явилось, действительно, во имя отрицания баловства, тогда как теория Толстого — самосовершенствование для самосовершенствования — есть именно продолжение баловства. Всего обиднее тут ссылка на народ; народ вовсе не думает о самосовершенствовании — об этом разговаривают Сюсляевы, Толстые, Успенские, Достоевские, — а просто верует. Верует в три вещи: в свой труд, в творчество природы и в то, что жизнь не есть озорстве. Это и вера и в то же время дело, т.е. дело в форме, доступной народу. Если жизнь испытывает его, он "прибегает", просит заступничества и делает это в той форме, какая перешла к нему от предков, т.е. идет в церковь, взывает к Успленью-матушке, к Николе-батюшке и т.д.

Но это не значит, что он верует в них по существу, в верует он в собственные слезы и в собственные воздыхания, которые и восстанавливают в нем бодрость. Подобие сему и культурный человек. Вера его тоже не иная, а вера в труд, вера в творчество природы и в жизнь. Он может применять эту веру ошибочно, но никак не может смотреть на честные свои убеждения, на свой честный труд, как на блевотину. По моему мнению, Толстой не только балуется, но, может быть, и кобенится".

1910 — Дневник Корнея Чуковского: "Утром вчера у Немировича - Данченко (Василий Иванович, писатель. — Л. М.): говорил, как Че хов боялся смерти и вечно твердил: когда помру, вы... и т.д. Много водок, много книг много японских картин, в ванной штук соро бутылок от одеколону — множественность и пустопорожняя пышность — черта Нем(ировича)-Д(анченко). Даже фамилья у него двойная. Странный темперамент: умножать все вокруг себя".

Лариса МЕЗЕНЦЕВА