Поэма Лермонтова в седьмом классе

Печать

b_250_250_16777215_0___images_stories_foto_lermontov.jpgОдна из главных проблем словесника — вовлечение подростков в процесс серьезного чтения, что невозможно без спланированного заранее поиска, дарящего радость неожиданной находки и открывающего новые горизонты мысли. Как же организовать такую работу при изучении "Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова в седьмом классе?
Изучение классики требует определенного состояния души, поэтому ознакомительному домашнему чтению "Песни ..." должна предшествовать подготовка к ее восприятию, для чего обратимся к истории, рассказанной Е.Таратута в своей книге
"По следам "Овода". Советских журналистов, посетивших ЭЛ. Войнич в 1955 г., поразило, что известная английская писательница, которой уже минуло девяносто, не только заговорила с ними по-русски, но и "...вспомнила стихи Лермонтова. Замолчала и вся как будто во власти музыки, слышимой ей одной, как таинственное заклинание произнесла:

Над Москвой великой, златоглавою.
Над стеной кремлевской белокаменной,
Из-за дальних лесов, из-за синих гор.
По тесовым кровелькам играючи,


Тучки серые разгоняючи.
Заря алая подымается...


— Я не могу не волноваться, читая эти стихи и теперь, — сказала Войнич. — Представьте же мое волнение, когда впервые прочитала "Песню про купца Калашникова". Я не спала всю ночь и все ходила по комнате, повторяя:

Над Москвой великой, златоглавою.

Над стеной кремлевской белокаменной...

Тогда же я решила перевести эту поэму на английский язык".

Нет сомнения, что лермонтовские строки пронизаны какой-то неведомой нам силой, но сможем ли мы понять ее природу, сможем ли услышать то, что потрясло Войнич? С этого вопроса начинаем работу в классе.

Затем перечитаем зачин, эмоциональный накал которого, переданный гуслярами-рассказчиками, властно вовлекает в ход событий, подчеркивая их особую значимость.

Такое внимание на фоне реакции Войнич укрепляет в главном: "Песня ..." вызывает размышления, важные для большинства. Поведанное в ней овладевает сердцем и разумом настолько, что заставляет забыть о сне.

В чем же тайна такого воздействия?

Обратимся к заглавию. Непривычно длинное для Лермонтова, оно объединяет поэтику русского фольклора с высокой точностью мысли, несущей первичную информацию о каждом из героев. Попробуем найти продолжение ее в тексте, для чего внимательно перечитаем первую часть поэмы и выпишем слова, являющиеся краткой характеристикой каждого.

Царь Иван Васильевич — грозный царь — ястреб — месяц среди звезд (самохарактеристика) — православный царь.

Кирибеевич — удалой боец — буйный молодец — молодой голубь сизокрылый — молодой боец — добрый молодец — буйная головушка — верный слуга—раб недостойный (самохарактеристика), лукавый раб (самохарактеристика).

Обобщим наблюдения. Суть характера первого героя определяется словами "грозный царь", дополняющая самохарактеристика подчеркивает ореол величия.

Сложнее с опричником: употребленное дважды слово "буйный" свидетельствует о преобладающей роли чувств; большая часть выписанных определений настойчиво напоминает о возрасте героя, к которому пришла пора любви, связанная с принятием самостоятельных решений. Однако любовь к замужней женщине является греховной с точки зрения христианской морали, и опричнику предстоит сделать выбор, который будет обусловлен его воспитанием.  Не случайно в первой части трижды подчеркнуто это качество Кирибеевича, во многом определившее его судьбу: раб, какой бы он ни был, полностью зависит от хозяина, подчинен его воле; руководствуясь желанием угодить своему господину, он постепенно отвыкает самостоятельно мыслить и действовать. Поэтому сочетание "молодой раб" выявляет главное в Кирибеевиче.

Обратимся к третьему герою. Поскольку определения в начале второй части касаются только его внешности ("молодой купец", "статный молодец"), а удаль, т.е. безудержная смелость, подчеркнутая в заглавии, присуща и Кирибеевичу, нам предстоит по-иному взглянуть на Калашникова, чтобы увидеть главное в нем.

—    Что мы узнаем об этом герое из второй части?
—    У него собственная лавка, где он умело торгует, собственный "высокий дом", хорошая семья. Жизнь его течет размеренно и спокойно.
—    А почему автор привлекает наше внимание к тому, как купец запирает свою лавку?
—    Чтобы подчеркнуть его бережливость, аккуратность.
—    Он держит свою лавку в порядке, и дом у него в порядке, и в семье лад, т. е. порядок.
—    А что такое порядок?
—    Расчет, аккуратность, продуманность, точность.
- Как же лучше всего назвать человека, способного навести порядок в жизни?
—    Наверное, хорошим хозяином, только этого нет в тексте.
—    Однако жена героя названа хозяйкой, хозяюшкой, разве это не сигнал к восстановлению найденного нами слова? Но если уж мы заговорили о порядке, то необходимо уточнить и представление о порядочном человеке.
Всегда ли хороший хозяин является порядочным человеком?
—    У настоящего хозяина порядок не только в делах, но и в душе, в мыслях.
—    Ему известны такие правила, на которых держится порядок.
—    Это так, и хороший хозяин не только сам следует этим правилам, он требует их исполнения и от других. Значит, способность быть хозяином связана с умением ладить с людьми. Как же относится к людям Степан Калашников?
—    Об этом лучше всего могли бы рассказать его близкие — жена, для которой страшнее смерти немилость любимого мужа, братья, готовые в любой момент поддержать его:


Ты наш старший брат, нам второй отец,
Делай сам, как знаешь, как ведаешь,
А уж мы тебя, родного, не выдадим.
Этими строками заканчивается вторая часть, рефрен словно дает время для размышления.
—    Как же можно назвать Степана Калашникова?
—    Добрым хозяином.
Итак, в поэме Лермонтова речь идет о грозном царе, молодом рабе и добром хозяине. Продолжая работу, выделим главные моменты в развитии действия, кратко озаглавив каждую часть. (Признание. — Беда.— Поединок.)
Переходим к работе над третьей частью, в центре которой поединок — честный бой между купцом и опричником. Участь Калашникова, победившего Кирибеевича, будет решена после короткого допроса его царем, разгневанным смертью верного слуги. А не вызвано ли это решение царя какими-то обстоятельствами, выявившимися во время допроса? Не является ли он продолжением поединка? Но царь и купец так далеко разведены жизнью, что может связывать их? И вновь вернемся к тексту, выделив характерные для героев обращения.
Для Алены Дмитревны ее муж — "государь, красно солнышко", а Кирибеевич называет своего государя батюшкой, отцом. Перекличка обращений опять приводит нас к слову "хозяин", заставляя вдуматься в его смысл. Если Степан Калашников — глава семьи, то царь — глава государства, хозяин страны, воплощающий в жизнь свое представление о порядке, основанном на беспрекословном повиновении, малейшее проявление своей воли вызывает у него подозрение и жестоко карается.

Кирибеевич, угадывающий желания своего господина, не обойден его милостями, однако сложность жизненной ситуации заставляет его обратиться к царю-батюшке не только с признанием своей вины, но и с невысказанной просьбой о совете, о помощи, на что тот отвечает молчанием, многозначительность которого подчеркивает рефрен. В чем смысл этого молчания?

Православный царь должен следовать Божьим заповедям, одна из которых гласит: "Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего ... ни всего того, что есть у  ближнего твоего".

Не о себе ли самом размышляет в этот момент Иван Грозный, для которого нарушение священных заповедей стало привычным делом?

Кирибеевич, привыкший видеть в царе пример для подражания, истолковывает это молчание по-своему и решает добиться благосклонности замужней красавицы любой ценой, подыскивая самые убедительные оправдания своей необузданности:

... Я не вор какой, душегуб лесной,
Я слуга царя, царя грозного...

Но ведь разные представления о жизненном порядке тоже могут стать причиной столкновения. Разве не отражены они уже в ритуале приветствия накануне боя? Сравним:
И выходит удалой Кирибеевич,
Царю в пояс молча кланяется...
И выходит Степан Парамонович...
Поклонился прежде царю грозному.
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому.

Ритуал отражает меру ответственности героев за свои поступки. Кирибеевич признает только волю царя, открыто пренебрегая тем, что свято для Калашникова назвавшего своего соперника злым опричником. Это дополнение к характеристике Кирибеевича очень важно. Верно, служа царю, исполняя его прихоти, он становится орудием зла, привыкает убивать, не обременяя себя мыслями о раскаянии. Любопытство к будущим жертвам подчинено единственной цели:
Чтобы знать, по ком панихиду служить.
Чтобы было чем и похвастаться.

Почему же так резко меняется состояние удалого бойца после ответа противника? Перечитаем его:
А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честнова отца,

И жил я по закону Господнему:

Не позорил я чужой жены.

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного...
Строки, начинающиеся с частицы "не", свидетельствуют о нравственном императиве купца, о тех "нельзя", без которых порядок для него невозможен. Отрекшийся от Божьих законов Кирибеевич бесшабашно перешагнул через эти запреты, не ведая о последствиях, самое страшное из которых — неминуемый разрыв с людьми, рождающий томящее чувство одиночества и
тяжкие раздумья о неотвратимости грядущей кары за содеянное. Поэтому напоминание о Господнем законе порождает в нем такую сумятицу мыслей и чувств:
И, услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег,
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз.
На раскрытых устах слово замерло...

Заурядность помыслов, нравственное невежество, отсутствие высоких идеалов и духовной поддержки приводят молодого опричника к смерти, описание которой проникнуто глубокой жалостью к неразумному юноше, взрослому ребенку, заблудившемуся в жизни.

-  Как же развивается вторая часть поединка?
—    Она начинается с ответа купца царю.
- Действительно, ответ этот, режущий царское ухо непривычным отсутствием рабских интонаций, звучит как вызов. А может быть, царь, известный своей подозрительностью, уловил в нем еще что-то невыносимо обидное для себя? Обратимся к тексту:

Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольной волею,
А за что, про что — не скажу тебе.
Скажу только Богу единому.

Оскорбительно само нежелание разговаривать с царем. Но рассказать все — значит бросить тень на доброе имя жены.

—    Царь является олицетворением закона и власти, поэтому сердца подданных должны быть открыты для него. Только какое-то отчаянное нежелание согласиться с этими доводами слышится в ответе Калашникова. А не в интонации ли разгадка? Ведь слово "православный" можно произнести так, что оно прозвучит как прямое обвинение Ивану Грозному, чей образ жизни, подчиненный несокрушимой гордыне, несовместим с христианскими законами, основанными на душевной чистоте, смирении и любви к ближнему. Не напоминание ли об этом страшном несоответствии идеалу православной власти слышит царь в ответе купца, понимающего, что наивно ждать милости от государя, отступившего от закона Господнего и окружившего себя рабами, сеющими зло?

Защищая честь своей семьи, добрый хозяин вынужден стать бойцом. Но, вступая в борьбу со злом, он одновременно вступает и на путь греха: ведь боец не только защищает, но и убивает. С сознанием этого греха он уходит из жизни. Прощаясь с братьями, он скажет о самом важном в жизни, для него это не только семья, родительский дом и товарищи, но и постоянное стремление к очищению от греховных дел и помыслов в соответствии с христианскими идеалами, чем и продиктован его последний наказ братьям:

Помолитесь сами в церкви Божией
Вы за душу мою, душу грешную!

Финал "Песни... " вновь возвращает к
теме хозяина. И опять всплывает в памяти купец Калашников, неторопливо запирающий свою лавочку. Почему же первое появление героя сопряжено с таким прозаическим действием? Не потому ли, что настоящий хозяин — прежде всего надежный хранитель,  способный сберечь и преумножить свои богатства, как материальные, так и духовные? Миссия хранителя побуждает его в случае необходимости стать защитником, бойцом, ибо он не может допустить, чтобы его достояние было развеяно по ветру. Многообразие его деятельности требует самостоятельности выбора, поэтому настоящий хозяин должен оставаться свободным человеком.

Кратко запишем в тетрадях результаты наших наблюдений: хозяин — хранитель — защитник — заступник — боец — свободный человек.

Кто же из героев поэмы обладает этими качествами? Несомненно, Степан Калашников, сохранивший свое честное имя, защитивший честь семьи и право остаться честным отцом в памяти своих детей, передав им тем самым бесценное богатство рода Калашниковых, сбереженное поколениями, — честность.

Но всякая ли семья является источником, из которого человек черпает духовную силу?

Из жизни Ивана Грозного ушло представление о честности как о высшей ценности жизни, а идеал верного слуги затмил прежние идеалы. С этой точки зрения принадлежать к роду Скуратовых, кровавыми деяниями подтвердившего свою верность царю, в высшей степени почетно, о чем не преминет напомнить Кирибеевич Алене Дмитревне. С помощью учеников, интересующихся историей, продолжим разговор о Малюте Скуратове, одном из руководителей опричнины, палаче по убеждению, прославившемся беспощадной жестокостью при разгроме боярско-княжеской оппозиции, сопровождавшемся захватом земель, которые передавались затем дворянам-опричникам.

Зафиксируем основную мысль сообщения с помощью цепочки: опричники — захватчики по своей сути — верные слуги царя.

Стоит ли удивляться, что практика захвата становится для них нормой жизни...

Продолжим цепочку на основе высказываний Калашникова, считающего Кирибеевича разбойником, ненавистником, басурманским сыном. Уточним по словарю значение слова "басурман". Оказывается, в старину так называли на Руси человека иной веры. Употребление этого слова в поэме полно глубокого смысла: Кирибеевич принадлежит к роду, предавшему веру, растерявшему духовные ценности, укрепляющие жизнь, и обреченному вследствие этого на вымирание. Свидетельство тому — ранняя гибель одного из отпрысков этого рода, вызванная нарушением великого закона жизни.

После смерти молодого раба и доброго хозяина раздумья читателей сосредоточиваются на грозном царе, поощряющем процесс замены вековечных ценностей и обманывающем своих подданных. Степан Калашников публично уличил его в этой лжи, бросив обвинение в вероотступничестве. Может ли называться православным царем тот, кто избрал себе басурманских сыновей в верные слуги? Напряженность этого вопроса, вставшего перед Калашниковым, не могла не сказаться в интонации, на которую мгновенно отреагировал царь: позорная смерть и безымянная могила должны искоренить воспоминания о незадачливом смельчаке.

Однако законы жизни оказываются сильнее царской воли, и память об удалом купце, не побоявшемся бросить вызов царю, и сегодня зовет к размышлениям о том, что нарушение нравственного завета предков таит угрозу для их потомков, что власть, позволяющая разбазаривать духовные богатства народа, преступна, что именно в семье человек получает представление о жизненном порядке, и ложность этого представления оборачивается духовным обнищанием, беспамятностью, безверием, беспомощностью перед лицом испытаний и несет опасность страшного хаоса во всех сферах жизни.

Избранный Лермонтовым жанр народной песни, воплощающей память нации, помогает понять неизбежность исторического суда как для властителей, так и для целых поколений, не утруждавших себя мыслями о сущности потерь и утрат, понесенных ими. Поэт помогает ощутить тесную взаимосвязь между судьбой государства и историей отдельно взятой семьи, духовные ценности которой, обусловленные стремлением поколений к честной, т.е. чистой жизни, и являются силой, способной противостоять тирании, расцветающей на почве духовного рабства.

Осознание этой взаимосвязи сопровождается мучительными раздумьями о смысле прожитого, которое, вливаясь в мощный поток жизни, тоже может стать невольной причиной чьей-то гибели... и пробуждающие от душевной спячки раздумья эти дарят ту благодатную для человека бессонницу, с которой и начинаются самые важные перемены — перемены в самом себе.

Не об этом ли хотела напомнить Этель Лилиан Войнич своим молодым собеседникам?


Лариса РОСЛЯКОВА