Литературный Журнал

Watch Законы умирают, книги - никогда. Эдвард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН

Главная Уроки литературы В конце концов, он назвал себя добрым

В конце концов, он назвал себя добрым

E-mail Печать PDF

ВСТУПЛЕНИЕ

Урок, который я записала, — интегрированный, мы готовили его вдвоем: Валентина Леонидовна Голобокова, учитель литературы, и я — Мария Вальтеровна Амфилохиева, учитель истории.

Интегрированные уроки — это проблема, над которой работает наше методическое объединение. Ежегодно каждый учитель литературы должен попробовать свои силы в этом " "жанре". И все же предложенная мной тема у некоторых коллег вызвала недоумение и неодобрение. Роман для 7-го класса сложный, из последней программы по литературе изъят, хотя текст в учебнике имеется. Задавали далее вопрос, почему вдруг эпоха Возрождения изучается в 7-м классе, а не позже. Пришлось напомнить, что мои 7-е классы изучают на уроках истории средневековье, и Возрождению посвящена большая тема — несколько параграфов, в одном из которых роману Сервантеса уделяется целая страница (в учебнике истории такое нечасто бывает). Конечно, роман в полном объеме сложен для тринадцатилетних, но ознакомиться с ним по учебнику литературы вполне доступно.
В конце концов сомнения были преодолены. Осталось последнее, на этот раз мое собственное. Я по образованию и духу своему — литератор, а на интегрированном уроке мне придется выступать в роли историка. Это чревато последствиями: как бы урок из интегрированного не превратился в дважды литературный... Кажется, все же удалось избежать такого исхода.

Когда готовишь большую тему, обычно просматриваешь ворох литературы, а потом выделяется одна книга, на основе которой строится материал. В данном случае такой путеводной нитью для нас оказалась книга Всеволода Евгеньевича Багно "Дорогами "Дон Кихота" (изд-во "Книга", 1988 г.).

Не буду вдаваться в теорию, веем и так хорошо известно, что интегрированный урок позволяет рассмотреть одну тему с разных сторон. В нашем случае — с исторической и литературной.

Моя цель как историка состояла в том, чтобы как можно лучше показать Испанию на рубеже XVI и XVII веков, вплести в эту историческую картину судьбу Сервантеса и доказать, что такой роман, как "Дон Кихот", мог появиться только в это время и только на испанской почве.

Надо учесть, что в учебнике "История средних веков" издания до 1994 года, которым пользуются мои ученики за неимением других книг, об Испании почти ничего не говорится. Отрывочные сведения об этой стране надо собирать по разным параграфам, посвященным другим странам. Эти крохи надо было собрать воедино, причем силами самих ребят. Задача казалась непростой, но методически разрешилась довольно просто. Выбрав в учебнике параграфы, в которых упоминалась Испания, я задала ребятам перечитать их дома, предупредив, что полностью пересказывать не надо, а необходимо выбрать материал только об одной интересующей нас стране. Никаких предварительных проверок этих сообщений, конечно, не проводилось — задание несложное. За вторую, крупную часть урока, посвященную эпохе Возрождения, я волновалась меньше: тема двух предшествующих уроков в головах учеников еще свежа. Кстати, порядок изучения темы мы немного изменили. После §56 "Возникновение и особенности культуры Возрождения" взяли сразу §59 "Великие писатели-гуманисты Западн
ой Европы", а §57—58, рассказывающие о живописи, мы изучили уже после урока по "Дон Кихоту".

В это время как я на уроках истории изучала с ребятами особенности эпохи Возрождения и идеи Томаса Мора, на уроках литературы моя коллега Валентина Леонидовна Голобокова знакомила семиклассников с выдержками из романа Сервантеса по учебнику литературы. (В основном применялся метод комментированного чтения.)

Надо признаться, классы у нас не очень сильные, поэтому большая часть текста читалась на уроках.

Наконец почва подготовлена и наступает день открытого урока.

Открытым он был в одном классе, но такие же уроки прошли еще в двух. Разумеется, трудно вспомнить, что в каком классе говорили ребята. Да это и не нужно, все равно сколько детей — столько разных ответов. Поэтому, описывая ход урока, я только суммирую разные ответы, передавая коротко их суть.

ОФОРМЛЕНИЕ

На доске крупно написана тема; "Дон Кихот" " как роман эпохи Возрождения", здесь же — портрет Сервантеса и годы его жизни. Ниже — два рисунка, выполненные учениками по мотивам иллюстраций Кукрыниксов и Пикассо: на одном Дон Кихот стоит со шпагой в руке над столом, зава ленным книгами, а на другом — силуэты рыцаря и его оруженосца движутся вдаль по их вечной дороге... В уголке — "словарь", несколько понятий, о которых говорилось на предыдущих уроках и будет говориться сегодня. (Слова такие: Ренессанс, гуманизм, благородство, добродетель, стяжательство, комический, трагический, донкихотство.) На стене висит карта Европы, соответствующая изучаемому периоду. Приготовлен проигрыватель с пластинкой из фонохрестоматии для 6-го класса. Это литературно-музыкальная композиция по роману Сервантеса. На уроке заслушивали только небольшие фрагменты, потом в одном из классов по желанию ребят прослушали все полностью на классном часе.

Кроме названного, в классе оформлен стенд — иллюстрации разных художников (Доре, Домье, Кукрыниксы, Пикассо) к роману "Дон Кихот", под иллюстрациями — соответствующие им цитаты из романа. На уроке стенд не использовался, но это наша совместная с ребятами работа, которая помогла еще раз задуматься о Сервантесе и его героях.

ХОД УРОКА


Если интегрированный урок проводят два учителя, то часто они работают одновременно, чередуясь. Нам показалось удобнее разделить сферы влияния, Весь первый урок веду я, весь второй — Валентина Леонидовна Голобокова.)

Урок начинается с того, что я предлагаю ребятам прослушать небольшой музыкальный фрагмент, который хоть и не имеет непосредственного отношения к нашей теме, но, как мне кажется, помогает лучше настроиться на дальнейшую работу.

Звучит начало "Арагонской хоты" Глинки — самое начало, призывное, словно приглашающее погрузиться в иное время и иную реальность. Далее — несколько вступительных слов учителя. Примерно так:

— Прозвучал фрагмент "Арагонской хоты" русского композитора Глинки. Хота -* старинный испанский танец, пронизанный национальным духом этого народа. Глинка — композитор XIX века — словно воскрешает прошлое Испании: обращаясь к давним векам, он дает старинному танцу новую жизнь. Не так ли и испанский солдат Мигель де Сервантес Сааведра выбирает своего героя — осколок прежних рыцарских времен? Что это — ностальгия по прошлому или насмешка над ним?

Кто такой Дон Кихот — жалкая пародия на героя рыцарских романов или^символ вечной борьбы за справедливость, добро и прекрасные идеалы? Чтобы лучше ответить на этот вопрос, вернемся во времена Сервантеса, когда и был написан его знаменитый роман. Представим себе Европу на рубеже XVI и XVII веков, рассмотрим поближе родину автора нашего романа — Испанию.

Сначала предлагаю ребятам совместно вспомнить основные события и исторические процессы. Ориентироваться во времени помогают даты рождения и смерти Сервантеса, записанные на доске. ,

Ребята вспоминают, что это эпоха великих географических открытий, что в странах Европы происходит Реформация, упоминают о борьбе Испании и Англии. Подробнее обо всем этом говорят уже мои докладчики.

Первое сообщение (материал по §43—44)

Ученик говорит о том, что испанцы принимали самое активное участие в открытии и завоевании новых земель. Упоминаются Магеллан и Колумб (последний хоть и не был испанцем, но в путь отправлялся при поддержке испанской короны). Далее говорится о завоевании Мексики и Перу Кортесом и Писарро. Вывод — маленькая страна Испания завоевывает много новых земель, становится крупной морской и колониальной державой. Ее владения простираются в Южной и Центральной Америке, на Филиппинах, на юге Африки. Отсюда большие надежды и амбиции.

Второе сообщение (материал по §47)

Ученик напоминает, что в XVI веке Англия делает большой рывок вперед, становится одной из самых экономически развитых стран. Она тоже претендует на свою часть новых земель, но большую часть колоний поделили между собой Испания и Португалия. Поэтому между Англией и Испанией завязывается борьба, выливается в скрытую войну. (В одном из классов докладчик вспоминает, что интересы Испании и Англии сталкивались и по поводу Нидерландов). Подробно, с показом по карте рассказывается о Великой Армаде и ее разгроме возле берегов Англии. Эго 1588 год. Испания постепенно утрачивает свою мощь и амбиции, отстаёт от более развитых стран.

Третье сообщение (материал по §51)

Здесь говорится о Реформации как о движении, охватившем всю Европу.

Эго борьба нового сознания со старыми идеями, оплотом которых выступает католическая церковь. В странах, где Реформация прошла успешно, большое влияние приобретают протестантские церкви, быстрее развиваются капиталистические черты в экономике, торговля. В странах, где остаются сильны позиций католичества, их победа вызвана слабостью новых тенденций, там сильны феодальные традиции. Испания остается оплотом католицизма. Здесь самая знаменитая своей силой и жестокостью инквизиция. Кстати, и Игнатий Лойола — организатор ордена Иезуитов —  испанец.

Четвертое сообщение (материал по §33) Ученик показывает на карте, до каких пределов раскинулись владения турецкого султана. Турки-османы, их завоевательская политика — это общеевропейская проблема. Испания отделена от владений султана в Северной Африке только узким Гибралтарским проливом. В Марокко и Алжире постоянно служат испанские солдаты.

Сообщения закончены, пора подвести итог. В основном это делает учитель. Выводы примерно такие:

Конец XVI века — время сложное, неспокойное и для Европы, и для самой Испании. В самой стране обстановка довольно сумрачная. Утрата авторитета, разгром флота, неудачное соперничество с Англией, гнет инквизиции, крепость феодальных традиций, треволеное состояние из-за соседства с турками-османами.

В самый разгар этих событий, в 1547 году, в семье небогатых идальго появляется сын Мигель.

Здесь я предлагаю ребятам самим вспомнить, что они знают о Сервантесе. Некоторые сведения содержатся в учебнике литературы (стр. 401—403). Биография составлена по роману Бруно Франка "Сервантес". По ответам учеников, как по канве, делаю свои добавления и уточнения.

Сервантес начинает служить солдатом очень рано — с 1560 года. Он моряк. Морской бой, упомянутый в учебнике литературы, в котором Сервантес был ранен, — это знаменитое сражение при Лепанто, когда объединенный флот Европы одержал победу над турецким флотом.

В плену поведение Сервантеса, по свидетельству очевидцев, достойно восхищения. Он смел и честен. Часто вступался за товарищей, хотя знал, что это заступничество вряд ли поможет им, а для него просто опасно. Молчать и бездействовать он не мог. Это стиль жизни, достойный его знаменитого героя — Дон Кихота.

С Великой Армадой судьба сводит Сервантеса очень тесно. В 1587 году он получает место комиссара по закупке провианта и занимается продовольственным снабжением Великой Армады. Поэтому гибель испанских кораблей задевает его гораздо больнее, чем какого-нибудь непричастного к ее истории испанца. Это и его боль, и крушение его надежд. А как часто терпит крушение его герой Дон Кихот! Он тоже нередко падает, но вновь поднимается, чтобы продолжить свой путь.

В тюрьме Сервантес оказывается, в сущности, не по своей вине. Он поверил на слово знакомому, передал ему казенные деньги, а они исчезли. Так честнейший сборщик недоимок, не накопивший на своей работе ничего, оказывается обвиненным в утайке государственных средств. Есть отчего впасть в отчаяние. Но именно в камере он начинает писать свой роман. О романе — чуть позже, а сначала посмотрим, что же читают испанцы в XVI веке. Эго поможет нам определить место "Дон Кихота" в ряду других книг.

Видимо, тягостная атмосфера, сложившаяся в Испании, заставляет образованных людей искать опору в мечте, в героическом прошлом.

Испания зачитывается рыцарскими романами. Это настоящая эпидемия, по силе сравнимая разве что с современным нашим увлечением телесериалами. Предлагаю вспомнить, что такое рыцарский роман и какой идеал героя он предлагает.

Ответ дают быстро, так что назначенному для страховки докладчику остается только дополнить уже сказанное на материале "Песни о Роланде" (§36). Рыцарский роман прославляет "рыцаря без страха и упрека". Рыцарь верен королю и праведной вере (христианской), своей родине и Прекрасной Даме. Он мужественный, стойкий человек, побеждает врагов или с честью погибает. Великого Роланда недаром вспоминает и Дон Кихот как одного из лучших рыцарей. Он — верный сторонник Карла Великого, даже умирая, он выбирает такую позу, чтобы она говорила о его верности и мужестве. У Роланда, как у всех знаменитых рыцарей, есть конь, меч, щит.  Свое оружие и коня он никому не желает оставлять после смерти, его меч далее обладает собственным име нем — Дюрандаль. В рыцарских романах герои часто сражаются с персонажами, словно пришедшими в роман из сказок — с волшебниками, великанами, драконами.

Попутно, отвечая на вопрос о герое рыцарского романа, мы вспоминаем о рыцарских добродетелях. Это умение владеть мечом, копьем, плавание, верховая езда, игра в шашки и сочинение стихов в честь Прекрасной Дамы. Вспоминаем и кодекс рыцарской чести (мужество, верность, стойкость, благочестие, щедрость).

Чтение рыцарских романов, любование таким героем заставляло читателя забыть о сравнительно серой и неприкрашенной реальной жизни, заставляло вспомнить о высоких притязаниях Испании, о гордом испанском духе...

—    Но почему же тогда Сервантес, — задаю я следующий вопрос, — начинает с того, что осмеивает своего героя-рыцаря?

Вопрос почти риторический, так как сразу на него никто не смог ответить. Я продолжаю:

—    Дело в том, что на дворе иная эпоха, рке XVI век, несущий новые идеалы, весьма далекие от феодально-рыцарских. Испания — страна в определенном смысле отсталая, она дольше других удерживает феодальные традиции. Сильны и позиции католичества. Но и Испания не чужда новым веяниям. На смену феодальному средневековью идег эпоха Возрождения.

Далее урок строится в форме беседы.

Вопросы:

Что же означает Возрождение? Какое еще название дано этой эпохе? Что именно возрождается?

Сумма ответов: Возрождение (или Ренессанс — в переводе) — это возрождение идеалов античности с ее культом человека, прекрасного во всех проявлениях души и тела. В период средневековья христианство выдвинуло иные идеалы. В человеке ценилась только душа, а все телесное считалось греховным. Тело запрещалось изображать в живописи, на иконах, и в скульптуре контуры тела были условными, все внимание сосредотачивалось на лице и глазах (глаза — зеркало души). Людям предписывалось молиться и смирять себя, доводить постами до истощения. Эпоха Возрождения как бы реабилитировала человеческое тело, природу с ее законами и потребностями.

Вопрос: В это время появляются так называемые гуманисты. Кто это? Каковы их взгляды?

Ответы: Гуманист — от слова человечный, человеческий. Гуманисты считали, что человек — венец творения. Он прекрасен, и радостной и прекрасной должна быть его жизнь. Гуманисты по-новому относились к Богу, судьбе, природе, народу — буквально ко всему.

Человек представлялся им не только покоряющимся судьбе, как было в средние века, но и творцом своей судьбы. Он не бессилен перед лицом Бога. Он и сам — творец, в нем есть искра Божия. Поэтому человек велик и могуч.

Здесь в качестве иллюстрации я напоминаю сонет Микеланджело, который уже звучал на одном из предыдущих уроков:

Когда я созидаю на века,
Подняв рукой камнедробильный молот,
Тот молот об одном лишь асаапье молит —
Чтобы моя не дрогнула рука.

Так молот Господа наверняка
Мир создавал в сиянье грозных молний,
В Гармонию им Хаос перемолот,
Он — праотец земного молотка.

Чем выше поднят молот в небеса,
Тем глубже он врубается в земное,
Становится скульптурой и дворгрм.
Мы в творчестве выходим из себя,
И это называеся душою.

Я — молот, направляемый Творцом. С природы снят запрет. Ее перестают бояться, но стремятся исследовать. В том числе природное в человеке, его тело. Естественные человеческие желания — любовь к веселью, вкусной еде, здоровому сну — перестают считаться греховными и утверждаются как нечто положительное.

Увеличивается интерес к жизни народа, который живет более естественной, близкой к природе жизнью. Отсюда — интерес к народному творчеству.

Ко всему осязанному делаю оговорку, что это все — взгляды гуманистов. Это новое, передовое, но отнюдь не главенствующее пока.

Забегая вперед, задаю вопрос: кто из главных героев романа Сервантеса больше соответствует представлениям о ренессансном человеке? Безошибочно называют Санчо Пансу. Но об этом разговор пойдет подробнее на следующей части урока, поэтому в подробности сейчас не вдаемся.

Напоминаю классу, что в эпоху Возрождения многие понятия, существовавшие ранее, стали восприниматься по-другому. Указываю на слова, написанные на доске: благородство, добродетель, стяжательсво. Прошу объяснить, какие они претерпели изменения.

Работа с понятиями велась накануне,, так что отвечают бойко. В средние века благородство понималось как высокое происхождение. Считалось, что если человек принадлежит к знатному роду, то ему от рождения, так сказать, с кровью передаются лучшие человеческие качества — смелость, верность, честность и так далее. В эпоху Возрождения стали говорить о том, что знатное происхождение не дает никаких гарантий. Человек сам, своими словами и поступками должен показать, что он — человек благородный по сути, далее если он происходит по рождению из самых низких слоев общества. Сейчас мы понимаем благородство таге, как понимали его в эпоху Возрождения — по делам судя, а не по рождению. (Кто-то напоминает, что об этом говорил Дон Кихот своему орркеносцу; подтверяедаю верность ответа, но пока на этом не задерживаемся.)

Добродетельным называли человека, который не причинял людям зла, исправно посещал церковь, верил в Бога. Этого было достаточно. Но эпоха Возрождения требует от человека в первую очередь активных действий. Надо служить добру делом.

Задаю вопрос, в каком смысле Дон Кихот был добродетельным человеком? Приходим к выводу, что он — человек действия.

Стяжательство в первичном значении — это стягивание,, приобретение. Слово это постепенно приобретает отрицательную окраску, которая присуща ему и по сей день. В нем — оттенок корысти, алчности.

Попутно говорю, что Дон Кихот говорил о себе, что он тоже хочет что-то стяжать. Что именно?

Вспоминают, что только славу. А вообще Дон Кихота никак не назовешь стяжателем...

Итак, даже в жизни отдельных понятий происходят изменения, эпоха меняется. Сервантес сам не чужд новых идей. В то же время он знает, что люди читают в основном рыцарские романы, которые прославляют традиционный образ рыцаря.

Сервантес видел в рыцарских образах и положительные, высокие качества, но, хорошо зная действительность, понимал, что рыцарская честь и благородство в ней неуместны. Сам он столько раз терпел неприятности из-за лучших черт своего характера. А что получил этот мужественный и честный человек, отважный солдат, герой Лепанто? Нищету и тюремную камеру, незаслуженные обвинения. И вот однажды...

(Зачитываю отрывок из биографического романа Б.Франко "Сервантес", который цитирую по книге В.Багао, стр. 19—20):

"Случайно взгляд его уперся в зеркало, низко висевшее над столом. Сервантес всмотрелся в себя. Силы небесные, так вот он каков! Давно ли еще золотилась его бородка и длинные ниспадающие усы? Теперь они стали тускло-серебряными. А эти длинные, глубокие, вялые складки подле носа... Рот... Он полюбовался на свои зубы. Хорошо, если осталось 8 или 10, да и  не желали встречаться попДоно при жевании, каждый предпочитал гордое одиночество. О прежнем напоминали лишь глаза, Задаю вопрос, в каком смысле Дон Кихот был добродетельным человеком? Приходим к выводу, что он — человек действия.

Стяжательство в первичном значении — это стягивание,, приобретение. Слово это постепенно приобретает отрицательную окраску, которая присуща ему и по сей день. В нем — оттенок корысти, алчности.

Попутно говорю, что Дон Кихот говорил о себе, что он тоже хочет что-то стяжать. Что именно?

Вспоминают, что только славу. А вообще Дон Кихота никак не назовешь стяжателем...

Итак, даже в жизни отдельных понятий происходят изменения, эпоха меняется. Сервантес сам не чужд новых идей. В то же время он знает, что люди читают в основном рыцарские романы, которые прославляют традиционный образ рыцаря.

Сервантес видел в рыцарских образах и положительные, высокие качества, но, хорошо зная действительность, понимал, что рыцарская честь и благородство в ней неуместны. Сам он столько раз терпел неприятности из-за лучших черт своего характера. А что получил этот мужественный и честный человек, отважный солдат, герой Лепанто? Нищету и тюремную камеру, незаслуженные обвинения. И вот однажды...

(Зачитываю отрывок из биографического романа Б.Франко "Сервантес", который цитирую по книге В. Багао, стр. 19—20):

"Случайно взгляд его уперся в зеркало, низко висевшее над столом. Сервантес всмотрелся в себя. Силы небесные, так вот он каков! Давно ли еще золотилась его бородка и длинные ниспадающие усы? Теперь они стали тускло-серебряными. А эти длинные, глубокие, вялые складки подле носа... Рот... Он полюбовался на свои зубы. Хорошо, если осталось 8 или 10, да и  те не желали встречаться попДоно при жевании, каждый предпочитал гордое одиночество. О прежнем напоминали лишь глаза, в которых еще ютилась упрямая жизнь! Но остальное... Отражение в скверном зеркале к тому же еще чересчур удлинялось — жалко и смехо-всадника, уныло свесив нескончаемые нош. Посох, зажатый под локтем, изобразил он не с округленным набалдашником, но заострил и выбросил его вперед, как копье. К копью и остальное вооружение. Он украсил себя родом панциря и шлемоподобным сооружением без забрала. Вспомнив свои мытарства, разочарования, неосуществленные надежды, никому не нужные высокие представления о предназначении человека, он с головой ушел в романную биографию своего "безобразного и нескладного сына".

Так родился Дон Кихот — иронический портрет автора и пародия на рыцаря. Перед нами, на доске, портреты Сервантеса и Дон Кихота. Действительно схожи. Если остается время, можно еще поговорить о сходстве, но скорее всего уже звенит звонок.

Моя часть урока, историческая, закончилась. Вторую, литературную, ведет Валентина Леонидовна Голобокова, которая в дальнейшем обозначена в моей записи как "учитель". Ее задача — доказать, что роман Сервантеса действительно имеет черты литературы эпохи Возрождения и что Дон Кихот — не только пародия на героя традиционного рыцарского романа. Моя роль сводится к обязанностям ассистента. С моей помощью на доске в нужный момент появляется нужный плакатик с цитатой. Снова звонок.

Учитель начинает. После того как мы представили себе время, в которое творил Сервантес, мы будем говорить о его романе и героях. Послушаем отрывок из литературно-музыкальной композиции, созданной по мотивам романа. После этого ответьте на вопрос, какие черты Санчо Пансы, знакомые вам по книге и подчеркнутые в композиции, говорят о том, что это человек новой эпохи, герой Возрождения.

Звучит фрагмент. Ведущий поясняет, что герои (точно и кратко даются их портреты) едут по дороге. Санчо Панса сетует на голод, жажду и тяготы их доли, но, после того как Дон Кихот обещает ему за службу остров, настроение Санчо улучшается, и он исполняет свою песенку.

Ребята отмечают, что Санчо Панса — толстенький, веселый, любит хорошо поесть и поспать, совершенно естественно этого не стесняется. Он неясно любит своего Серого, которому посвящен целый куплет песни. Санчо расчетлив, готов терпеть лишения, если только за это будет вознагражден и получит остров, где мечтает стать губернатором. У него нет сомнений, что с губернаторством он справится, он верит в свои силы. Все это — черты, характерные для отношения к человеку в эпоху Возрождения.

Учитель предлагает вспомнить о первом выезде Дон Кихота и его первых приключениях. Ребята оживленно пересказывают; в их рассказах много деталей: вооружение, доспехи, цели героя. Встреча с хозяином постоялого двора и девицами, которых рыцарь принимает за прекрасных дам, сражение с погонщиками мулов, о?)ряд посвящения в рыцари. Ребята хорошо передают комизм положения, разрыв между реальностью и представлениями Дон Кихота. Более подробно рассказывается эпизод встречи с пастушком Андресом и его жесто ким хозяином постоялого двора и девицами, которых рыцарь принимает за прекрасных дам, сражение с погонщиками мулов, обряд посвящения в рыцари. Ребята хорошо передают комизм положения, разрыв между реальностью и представлениями Дон Кихота. Более подробно рассказывается эпизод встречи с пастушком Андресом и его жестоким хозяином.

Поскольку в тексте учебника нет второй встречи с Андресом, когда он рассказывает Дон Кихоту о том, что его заступничество причинило мальчику только новые страдания, об этом сообщает учитель. При этом подчеркивается, что добрые намерения героя привели к неприятностям только потому, что он наивно предполагает, что все люди (и хозяин пастушка) честны и держат по-рыцарски свое слово.

Учитель задает вопрос: Каким же представляется Дон Кихот в начале романа во время своего первого выезда?

Ребята говорят, что он здесь очень смешон и жалок. Эго чудак, начитавшийся рыцарских романов, и безумный фантазер, путающий действительность и выдумку. Эго действительно пародия на рыцаря.

В это время на доске (с моей помощью) появляется высказывание В.Багно: "Дон Кихот первых шести глав прежде всего безумен, затем он станет, как это точно подметил Санчо, не столько безумен, сколько дерзновенен".

Ученики имеют возможность сравнить свое восприятие с этой цитатой. Цитата, так же как; и последующие, записывается в тетрадь по литературе.

Учитель: Все сказанное нами позволяет предположить, что Дон Кихот в дальнейшем изменится. Но это происходит понемногу. Меняется не столько его внешнее поведение, сколько отношение к нему автора и читателя. Причина — большее внимание к словам, которые произносит Дон Кихот. Познакомившись с ним внешне, мы начинаем теперь постигать его мысли и чувства.

Послушайте еще один отрывок композиции и скажите, меняется ли поведение Дон Кихота?

Звучит пластинка — Дон Кихот видит мельницы и собирается с ними сразиться.

Особой разницы в поведении Дон Кихота по сравнению с предшествующими главами нет. Попутно задается вопрос, какое крылатое выражение появилось в связи с этим эпизодом романа.

Ребята угадывают, что это выражение "сражаться с ветряными мельницами", то есть с воображаемыми трудностями, с собственными фантазиями, причем эта борьба может плохо кончиться.

Что еще происходит с Дон Кихотом и Санчо во время второго выезда героя ?

Ребята пересказывают встречу со львами и встречу с прекрасной охотницей — герцогиней.

Вопрос: Что меняется в жизни Дон Кихота и Санчо Пансы с момента встречи с герцогиней?

Ответы: С ними начинают вести игру. Герцогине хочется развлечься, поэтому она подыгрывает Дон Кихоту и Санчо. Санчо получает долгожданное губернаторство.

Учитель: Давайте вспомним теперь те советы, которые дает Дон Кихот своему оруженосцу перед вступлением на столь ответственный пост.

Ребята вспоминают или находят в учебнике слова Дон Кихота (стр. 429—431).

. — "... будучи мудрым, ты избежишь ошибок".

—    "О своем худородстве, Санчо, говори с гордостью и признайся не краснея, что ты из крестьян, ибо никому не придет в голову тебя этим стыдить, коль скоро ты сам этого не стыдишься".

—    "... не руководствуйся законом личного произвола".

—    "Всячески старайся обнаружить испшну, что бы тебе ни сулил и ни преподносил богач и как бы ни рыдал и ни молил бедняк".

—    "Если тебе когда-нибудь случится разбирать тяжбу недруга твоего, то гони от себя всякую мысль о причиненной тебе обиде".

Вопрос: Какими принципами, по мнению Дон Кихот, должен руководствоваться хороший правитель? Чьи взгляды напоминаап его позшрш?

Ребята отвечают, что Дон Кихот считает, что правитель должен в первую очередь служить справедливости, полагаться на свой здравый смысл и мудрость. Крестьянского происхождения стыдиться не надо, оно не хуже какого-либо другого. Служить надо истине, а не своим интересам. В конце концов кто-то отмечает, что такое доверие к человеку свойственно гуманистам, и поучения Дон Кихота вполне соответствуют взглядам, распространяющимся в эпоху Возрождения. Затем разговор переходит на вторую группу советов Дон Кихота, тех, что касаются уже не управления, а личного поведения будущего губернатора. (Соблюдать чистоту тела, быть умеренным в еде, сне и питье.) Эти советы могут показаться смешными только современному читателю. Учитель поясняет, что эпоха Возрождения выдвигала нередко людей не слишком хорошо воспитанных (и не только из низших слоев общества). Поэтому советы о правилах поведения были довольно г^пространены в Европе, и воспринимать их нужно не только с иронией. Так и в России Петр I вовсе не шутки ради способствов
ал популяризации книг такого рода, как "Юности честное зерцало" — в ней тоже говорится не только о серьезных и больших вещах, но и о том, что при людях не стоит ковырять в носу...

И так, советы Дон Кихота вполне уместны. Но Санчо называет некоторые суждения Дон Кихота дерзновенными. В чем можно увидеть эту дерзость?

Ребята отмечают то, что Дон Кихот говорит по поводу богатых и бедных, о крестьянском происхождении.

На доске в это время появляется цитата, которая после короткого обсуждения записывается в тетрадь:

"Безумие рыцаря сочетается с необычайной честностью и мудростью и постоянно возвышается его благороднейшими порывами" (Р. Менендес Пидаль).

С помощью учителя ребята делают вывод, что Дон Кихот изменяется в ходе романа, во всяком случае меняется отношение автора к нему.

Дон Кихот кажется менее безумным, говорит мудрые и правильные вещи. Он продолжает попадать в смешные ситуации, но над ним уже не хочется смеяться, его жалко. Тем более, что герцог и герцогиня зло и часто выставляют его на посмешище, а читатель все больше сочувствует герою. В то же время Дон Кихот остается фигурой комической.

Учитель предлагает ребятам прослушать песню Дон Кихота из литературно-музыкальной композиции и сразу предупреждает, что слова песни часто прерываются посторонними звуками — мяуканьем котов.

— Зачем авторы пластинки сделали такое "музыкальное сопровождение" к словам песни?

Звучит пластинка. Слова песни Дон Кихота — о любви, о верности Дульсинее, о пути рыцаря очень серьезны, но вой котов поневоле заставляет смеяться.

Вопрос оказывается довольно трудным, и дальше простого ответа "коты нужны, чтобы было смешно" сначала дело не идет.

Задаются дополнительные вопросы: какие по характеру, по стилю слова самой песни? Смешна ли она?

Постепенно добираемся до истины, а заодно повторяем некоторые литературоведческие термины. Отмечаем, что слова песни — серьезны, романтичны. Кошачьи вопли снижают этот романтизм и придают песне комический эффект. Так и в романе Дон Кихот говорит о серьезных вещах, но при столкновении с реальной жизнью попадает впросак, становится смешон.

Теперь подумаем о том, насколько все это смешно на самом деле. Попробуйте поставить себя на место Дон Кихота. Вы боретесь за справедливость, поступаете по-рыцарски, а над вами смеются... Смешно ли это?

Совсем не смешно. И постепенно мы подходим к понятию трагизма. Дон Кихот — герой не только смешной, комический, но и трагическая фигура.

А на доске новая цитата:

Всего грустнее в сей истории, Что мы смеемся, а герой-то прав, Провозглашая славные теории Борьбы с насильем и защиты прав. Но мир его относит к категории Безумцев, ничего не разобрав.

(Байрон ."Дон Жуан")

Вернемся к Санчо Пансе, ведь если Дон Кихот дает советы, то воплощает их на практике губернатор Санчо Панса. Мы уже сказали, что это герой ренессансного, даже раблезианского типа, жизнелюбец, расчетливый, по-крестьянски здраво глядящий на мир. Его уверенность в своих способностях тоже роднит его с эпохой Возрождения.

Посмотрим, как он правит и как выполняет заветы своего хозяина.

Ребята отмечают, что он действительно не стыдится своего крестьянского происхождения и даже, более того, собирается повывести на своем острове "всяких этих донов и распродонов", а то они "надоели всем хуже комаров".

Далее пересказывается эпизод, в котором Санчо решил тяжбу двух стариков, догадавшись, что деньги спрятаны в посохе. Таким образом, отмечают ребята, Санчо проявляет наблюдательность и смекалку.

Продолжая эту тему, учитель зачитывает отрывок из романа, которого нет в тексте учебника. Эго из главы 39. Санчо Панса разрешил еще один головоломный вопрос Ситуация коротко такова: возле одного моста стояла виселица, и стражники спрашивали у каждого прохожего, с какой целью ему нужно перейти через мост. Если человек говорил правду, его пропускали, если лгал — вешали. Но однажды некий путник заявил, что пришел к мосту с единственной целью — чтобы его повесили. Стражники не могли решить, что делать. Если человек сказал правду, его следует отпустить, но ведь он сказал, что его надо повесить... Как поступить? Санчо долго ломает голову над этой безвыходной ситуацией и в конце концов велит отпустить путника с миром, так как "если не знаешь, как поступить, поступать надо в пользу добра".

Подчеркивается гуманизм, человечность и доброта Санчо. Вопрос о том, насколько Санчо справляется с обязанностями губернатора, оказывается простым — ребята решают, что он вполне идеальный правитель.

В учебнике нет глав, объясняющих, почему Санчо Панса решил оставить свой пост. Поэтому учитель рассказывает о том, что по приказу герцога и герцогини на остров Санчо нападают "враги". Санчо испуган, растерян — в военных вопросах он явно сплоховал, да к тому же его так заковали в доспехи, что он не мог шевелиться. После этого он решает, что все-таки не имеет всех тех качеств, которыми должен обладать губернатор, и делает вывод, что каждый должен заниматься своим делом, а его крестьянское дело — хорошо обрабатывать землю.

Почему же Дон Кихот тоже решает оставить замок герцога?

Ответ найти легко: он считает, что не имеет права так долго бездействовать, предаваясь лени и развлечениям. Он должен вернуться к выполнению своего долга странствующего рыцаря — защищать обиженных, сражаться с врагами.

— Какие замечательные слова произносит Дон Кихот, уезжая вместе с Санчо Пансой из замка?

Слова зачитываем из учебника (стр. 435).

"Свобода, Санчо, есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей: с нею не могут сравниться никакие сокровища — ни те, что таятся в недрах земли, ни те; что сокрыты на дне морском. Ради свободы, так же точно, как и ради чеспш, можно и должно рисковать жизнью, и, напротив того, неволя есть величайшее из всех несчастий, какие только могут случиться с человеком".

И снова Дон Кихот прав, говоря о свободе так возвышенно и мудро. Дон Кихот и Санчо Панса снова неразлучны. Эти два героя очень разные, но в то же время их многое роднит. Попробуем сравнить их.

Ребята дают краткую сравнительную характеристику героев. Отмечают, что Санчо любит поесть, а Дон Кихот в еде умерен и говорит об умеренности как о добродетели. Дон Кихот путает реальность и иллюзию, мир рыцарских романов для него реальнее действительности, а Санчо видит мир более реально, и уж во всяком случае не спутает мельницу с великаном. Дон Кихот мужествен  в любой ситуации, а Санчо трусоват. Но, в конце концов, у Санчо есть свои иллюзии — например, губернаторство. Он во многом соглашается со своим хозяином, а будучи правителем, действует вполне в духе его советов. Дон Кихот всегда заступается за слабых и обиженных, Санчо делает то же самое.

Затем учитель обращает внимание класса на новую цитату на доске, которая записывается в тетрадь:

"Что касается двух персонажей, именующих себя Дон Кихотом и Санчо Пансой, беспричинно пародирующих друг друга, но при этом так замечательно друг друга дополняющих, то вместе они образуют героя романа" (Генрих Гейне).

Таким образом делается вывод о единстве двух героев.

А мы подходим к последнему приключению Дон Кихота—к встрече с Рыцарем Белой Луны.

Ребята коротко пересказывают главу 44. Основное внимание уделяется при этом условиям, которые должен был выполнить Дон Кихот в случае поражения. Далее следует вопрос: вьтолняюгпся ли им эти условия ?

Ответ: Дон Кихот согласен погибнуть или удалиться в родное село, отказавшись от поисков приключений, но он не хочет признать превосходство дамы Рыцаря Белой Луны над Дульсинеей Тобосской. При этом он нарушает данное рыцарю честное слово. Он говорит: "Дульсинея Тобосская — самая прекрасная женщина в мире, а я самый несчастный рыцарь на свете, но мое бессилие не может поколебать эту истину. Вонзай же копье свое, рыцарь, и отними у меня жизнь, ибо честь ты у меня уже отнял".

Коротко уточнив, что Рыцарем Белой Луны был односельчанин Дон Кихота бакалавр Самсон Карраско, учитель напоминает, что в учебнике текст кончается на том, что Дон Кихот и Санчо отправляются домой.

— А чем кончается весь роман Сервантеса^

Если на этот вопрос никто не может ответить, учитель сам рассказывает о болезни и смерти Дон Кихота. Перед смертью он полностью освобождается от своего безумия, и, когда он составляет свое завещание, мы вспоминаем его настоящее имя — Алонсо Кихано.

На доске появляется плакатик с именами героя романа:

Дон Кихот Ламанческий

Рыцарь Львов

Рыцарь Печального Образа Алонсо Кихано Добрый

учитель. Дон Кихот — имя, которое герой придумал сам, так же как и имя своего коня — Росинант. Есть несколько версий расшифровки этого имени. Одна из них производит слово "кихот" от слова "набедренник", означающего часть доспеха. Ла-Манча — не только название безвестной местности, но и означает попросту "пятно", "кусок земли".

Росинант в переводе — "бывшая кляча". Таким образом, это имя может пониматься так — Дон Набедренник с клочка земли, который ездит на бывшей кляче. Имя чисто комическое.

Рыцарь Львов — этот титул Дон Кихот тоже дал себе сам после приключения со львами, оно вполне в традициях рыцарских романов — когда имя дается в связи с совершенным подвигом. Комизм в том, что никакого подвига не было, так как лев просто повернулся к рыцарю задом.

Имя Рыцарь Печального Образа дает своему хозяину Санчо Панса. И хотя руководствуется он при этом только плачевным видом рыцаря после очередного поражения, это имя — самое романтическое из всех.

Последнее имя — это истинное имя Дон Кихота, человека, а не безумца, начитавшегося романов. Здесь самое главное — прозвище. Он ДОБРЫЙ — и это качество остается у него и после того, как спадают доспехи и прочая рыцарственная шелуха. Эго человеческое качество оказывается основным и главным у героя Сервантеса. Качество, подчеркивающее его гуманизм.

Затем учитель предлагает ребятам сказать, как сами они относятся к Дон Кихоту. Кто он для них — смешной безумец или доблестный рыцарь? Смеяться надо над ним или жалеть его? А может, уважать и считать идеалом? Как мы понимаем слово "донкихотство" ?

В целом семиклассники склонны воспринимать Дон Кихота всерьез, как героя высокого, хоть и вызывающего порой смех.

В конце урока ребятам предлагается прослушать заключительные слова Дон Кихота, которые звучат на пластинке. (Там говорится о высоком предназначении рыцарства, о долге и верности, то есть эти слова служат как бы итогом всего урока.)

Вобщем, как нам показалось, наш интегрированный урок достиг цели. Мы с ребятами "вписали" Сервантеса и его роман в контекст эпохи, успели обсудить все, что планировали. Особых методических находок нет, все достаточно просто. Старались только, чтобы до всех "высоких материй" ребята доходили сами. Особенно это заметно во второй части урока, где мы только что не говорим: "Козлятушки-ребятушки, посмотрите, какие вы умные: то же самое, что вы сейчас сказали, думали Гейне и Байрон..."

Мария АМФИЛОХИЕВА