Литературный Журнал

Watch Законы умирают, книги - никогда. Эдвард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН

Главная Уроки литературы Древнерусская литература

Древнерусская литература

E-mail Печать PDF

За время существования человечества написано неисчислимое количество произведений, но если мы коснемся содержания их, то увидим, что круг проблем ограничен. Почему так? Можно совершенствовать технику, но и в век рыцарей, и в век компьютера душа человеческая та же.

Нам в этом году предстоит изучить произведения разных эпох, и часть из них объединяется общей проблемой — власть, личность и государство.

Какое чувство вызывает у вас слово "власть" ? (Испуг, восхищение, уважение.) Попытайтесь теперь объяснить свое настроение, отношение. Почему оно такое разное, подчас противоположное? (Каждый вспоминает или имеет в виду какой-то один, конкретный аспект власти.) А если бы вас попросили рядом со словом "власть" поставить какое-нибудь близкое понятие, что бы вы назвали? (Милость, щедрость, деньги, держава, корона.)
Понятие власти очень объемно, это имеется в виду в известной песне Окуджавы:

Пока Земля еще вертится, Господи, Твоя власть:

Дай рвущемуся к власти  навластвоваться всласть...

Можно разобрать с детьми оттенки значения слова "власть" в этих строчках — мы обнаруживаем разное понимание назначения власти.

В каком случае человек обладает властью? (Когда у него есть Материальное или духовное преимущество, для иллюстрации второго можно привести пример преподобного Сергия Радонежского, которого слушались князья — так велик был его авторитет.) В истории мы встречаем людей, которые сочетали и ту, и другую власть: положения и авторитета. На Руси таким человеком был киевский князь Владимир Мономах. На доске написаны его годы жизни: 1053— 1125. Кратко рассказывается об основных событиях его жизни, показывается связь между его пониманием своего княжеского долга, его поступками и авторитетом.

В связи с историей Ростиславичей он в горе берет Псалтырь, открывает наугад и читает:

Вскуе печалуеши, душе? Вскуе смущаеши мя? — и пишет "Поучение...".

В классе учитель вслух читает "Поучение..." (начало, примерно страницу), а дети по ходу чтения отмечают в тексте карандашом то, что им кажется несовместимым с княжеским достоинством. По окончании чтения эти отрывки обсуждаются ("Дети мои, слушая грамотку эту, не посмейтесь..."; "Если же кому не люба грамотка эта, тот пусть не насмеется, а так пусть скажет: в дальнем пути, да на санях сидя, пустого он наговорил"). Чем можно объяснить такое самоуничижение князя? Смирением.

Домашнее задание: дочитать "Поучение...", отметив все непонятное, и выучить наизусть отрывок. В качестве варианта можно дать задание написать свое поучение (младшей сестре или брату о том, как собирать грибы, как общаться с львами и т. п.).

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

1. Слушаются отрывки наизусть, тому, кто отвечает, задаются вопросы по содержанию выбранных отрывков, о зна чении слов, которые могли быть непонятны и которые дети должны были посмотреть в словаре.

2. Выясняется, насколько дети поняли весь текст "Поучения..." (можно разобрать то, что, на взгляд учителя, могло быть непонятно: отдельные отрывки, слова), показалось ли им что-нибудь странным.

3. Формулируется тема беседы: "Назначение и достоинство княжеской власти".

а) Вы прочитали "Поучение..." и увидели в нем много наставлений, советов, каким должен быть князь, как он должен исполнять свой долг. Все эти советы и наставления могут показаться очевидными: действительно, в идеале не только князь, но и любой человек должен быть милостивым, терпеливым, трудолюбивым, честным Но давайте представим, что мы говорим не о княжеской власти в Древней Руси, а о римских императорах. Те же будут нормы? Нет (не милость, а справедливость, доблесть). Значит, должно существовать какое-то принципиальное условие, которое влияло бы на понимание власти в Древней Руси и которого не знали в Античности. Что это за условие? Православная вера. Какая традиция предшествует христианству? Ветхозаветная. Как в Ветхом Завете рассказывается об установлении царской власти? Если дети не знают, нужно рассказать об этом (I Царств, 8—11). Сделать акцент на богоустановленности царской власти. Народ хочет царя, чтобы "облегчить себе жизнь", чтобы был твердый земной порядок, но Бог сообщает этой власти совершенно особый характер: "Бог дал ему (Саулу) иное сердце  (I Царств, 10, 9). Это царь ветхозаветный. Древнерусский князь — христианин, значит, он член христианской общины. О том, что это значит, мы можем узнать из первого Послания к Коринфянам апостола Павла. (Этот отрывок можно прочитать вслух или пересказать (12, 5—21). Как вы думаете, при таком понимании христианской общины, какое место занимает князь, кто он? Не противоречиво ли его положение? Нет, князь такой же, как и прочие, член целого, и у него тоже своя функция, свое призвание и назначение, и в духовном отношении он равен со своими подданными пред Богом. Каково, же это назначение? Обратить внимание на следующие слова из "Поучения...": "...это все, что Ты нам дал, не наше, но Твое, поручил нам это на малое время". Государство, народ поручены князю Богом, но для чего? Не только для попечения внешнего, но для охранения веры православной, для умножения данного Богом таланта. Призвание и подвиг князя — охранять веру своего народа, заботиться о неми трудиться вместе с ним, "печалиться" о своей земле.

б) Каковы основные качества, которыми должен обладать князь, по мнению Владимира Мономаха? Милость, терпение и смирение — таковы свойства Божественной власти: "А Господь наш, владея и жизнью и смертью, безмерные согрешения наши терпит в течение всей нашей жизни"; "Более всего гордости не имейте в сердце и в уме". Казалось б) Каковы основные качества, которыми должен обладать князь, по мнению Владимира Мономаха? Милость, терпение и смирение — таковы свойства Божественной власти: "А Господь наш, владея и жизнью и смертью, безмерные согрешения наши терпит в течение всей нашей жизни"; "Более всего гордости не имейте в сердце и в уме". Казалось бы, царь должен быть твердым, взыскательным, воздающим по заслугам, охраняющим общественный порядок. Должен быть величественным. А Владимир Мономах во главу угла ставит совсем другое. Почему он настаивает на том, что правителю очень важно быть смиренным? От князя зависят многие люди, а гордость ставит в центр свое "я", значит, люди начинают быть судимы относительно "я" князя, а не правды, власть становится лживой, и князь изменяет своему призванию.

Итог: жизненная цель князя такая же, как у всякого христианина — исполнить свое призвание он не может без стяжания первых христианских добродетелей: смирения, терпения, милости, подражания Христу, отвержения себя ради народа и отечества.

ДОМОСТРОЙ

1. Слушаются отрывки наизусть из "Поучения..." или ученические "Поучения".

2. Читать отрывок из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" (наставление, данное Чичикову в детстве отцом) и письмо Сильвестра сыну. Попросить детей, внимательно прослушав, определить: одного ли времени эти тексты, что между ними общего и различного, какое из поучений ближе Мономахо-ву? Что общего с ним? Жизнь понимается как служение. Нормой, мерилом жизни являются евангельские заповеди.

Какие слова можно считать сокращенным выражением "Письма...", его главной мысли? "Служи верою и правдою". Выписать эти слова, обратить внимание на то, что это — основа дворянской чести, дворяне — служилое сословие, помощники, опора царя.

3. Сильвестр — составитель "Домостроя". Как вы понимаете это название, что оно может означать? (Строить хозяйство.) В каком значении можно употреблять слово "дом" ? (Здание, семья, хозяйство, страна, земля, мир, рюд.) Как вы думаете, какое из этих значений имеется в виду в первой части слова "домострой" ? Все, кроме первого. Как можно объединить в одном употреблении все эти значения? Между явлениями, которые обозначаются этим словом, существует связь: если люди "соблюдают" свой рюд, свою семью, если все (и хозяйство в том числе) они устраивают, а не разрушают, значит, и страна, состоящая из таких домов, устраивается и т. д.

Домострой — правила жизни. Они выработаны народным опытом, сознанием и просто зафиксированы.

Прочитать оценки "Домостроя", данные в вузовском учебнике 40— 50-х годов. Как вы думаете: какого времени эти слова? Объяснить детям, как можно легко исказить смысл произведения, слова, если подменить его суть своими эмоциями. Для того, чтобы понять главное в том, что написал кто-то другой, надо уметь прислушаться, то есть обратить внимание на то, как думает этот другой, чем он отличается от нас, от меня, что ему дорого, что он считает основным в жизни. Как вы думаете: чтобы это все понять, нам достаточно просто хорошо усвоить содержание произведения? Нет, надо обратить внимание на форму, на то, в каком порядке располагаются мысли, как они связаны.

Дается понятие композиции литературного произведения.

Композиция — построение литературного произведения, последовательность частей, событий, мыслей, связь между ними

Назвать смысловые части, из которых состоит "Домострой" и попросить детей расположить их в нужной, на их взгляд, последовательности. "Как веровати и как царя чтить", "как в семье жить мужу, жене, детям и домочадцам", "как дом свой добре строити".

ВЕРА ОТЕЧЕСТВО СЕМЬЯ БЫТ

Записать эту схему на доске и в тетрадях. Получается, что для православного человека жизнь организуется в виде "лесенки", и если мы будем подниматься по ней снизу, то окажется, что низшим можно жертвовать в случае необходимого выбора ради высшего: бытом — ради мира в семье, домашним счастьем, покоем — ради сохранения отечества (Иван Сусанин) или ради истинной веры (великомученица Варвара, мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София).

Итог когда жизнь человека была таким образом организована, у него не было беспорядка в представлениях, он знал, что должен выбрать, предпочесть в нужную минуту.

Домашнее задание:

Прочитать отрывки из "Домостроя" и решить, что подходит, а что не очень для современной жизни.

Подумать над вопросом, в каком смысле "Поучение..." тоже можно считать "Домостроем".

ДОМОСТРОЙ

1.
На доске написана композиция "Домостроя". Давайте посмотрим, каково наполнение этих частей. (Прючитать названия некоторых главок по полному изданию "Домостроя" из разных частей. Попрюсить детей определить по ходу чтения, в какую из частей нужно поместить каждую главку.)

2. Беседа по домашнему заданию: что подходит, а что нет для нашей жизни?

а) Соответствует ли наша жизнь нормам, которые содержатся в прочитанных отрывках? Обратить внимание на слова: "...вглядись в тоску их и скоркэь...' Как вы понимаете эти слова? Увидь за бедой телесной беду духовную — страдание согрешившей души. Можно рассказать детям о тюремном докторе Гаазе, о том, что раньше было естественным событием, когда в церковные праздники люди несли в тюрьмы гостинцы: калачи, пирюги. Как вы думаете, почему? Разве приятно в праздник, когда на душе должно быть беспечально, идти к незнакомым арестантам? Все православные люди — члены единой христианской общины, и арестанты тоже когда-то были ими, и нужно им помочь вернуться в нее. Не должно быть замкнутости только в своем мире, уюте, в своем "я": наоборот, если у тебя в душе мир и радость, ты должен нести их тем, кто в скорби. Напомнить строчку Пушкина: И милость к падшим призывал. Обратить внимание на связь с "Поучением..." (о необходимости милосердия в жизни).

б) Чем держалась семья в Древней Руси"? Пониманием единства рода и ответа, который она держит пред Богом:  если человек совершает позорный, бесчестный поступок, то это касается не только его лично, он тем самым бросает тень на весь свой род; если родители не сумели воспитать детей, то они отвечают за это пред Богом.

в) Чем объясняется чрезмерная бережливость при ведении хозяйства? Скупостью ли? Нужно хранить всякое добро, чтобы было чем поделиться с нуждающимся, поэтому расточительность, неэкономность — грех: все связаны, даже ведя хозяйство своей семьи, нельзя думать только о себе.

3. Обсудить второй вопрос домашнего задания: в каком смысле "Поучение..." тоже можно считать "Домостроем"? В нем устанавливается связь между устроением своей души и государства.

4. Придумайте и запишите слова с корнем "строй". Строить, устроенный, строение, рккхтрюенный. Попрюбуйте определить значение слова "стрюй". Записать на доске и в тетрадях значения этих слов, взятые из Словаря старославян ского языка И.В. Срезневского. Строй — порядок; стройный — удобный, пристойный; строить — служить ко благу, быть полезным; устроенный — уютный.

Итог: порядок, соподчиненность (можно ввести понятие иерархии), отсутствие анархии воспринимается как благо и как полезное, удачное устроение всякой жизни (и бытия, и быта).

Если останется время, можно разобрать стихотворение Ф.И. Тютчева "Певучесть есть в морских волнах...". Если нет, дать разбор как практическую письменную работу на дом.

1. Найти в стихотворении слова с корнем "строй", их синонимы и антонимы ("гармония", "стройный", "строй", "созвучие", "хор", "разлад", "протест").

2. Определить, сколько миров описано в стихотворении (мир природы и мир человека).

3. К какому относится первая группа слов, к какому — вторая?

4. Изложить композицию стихотворения, как оно построено? (Сначала поэт пишет о мире природы, подчеркивая его устроенность, гармоничность; далее вводится образ человека, отделенного от этой гармонии, тут же указывается причина этой отчужденности: ' призрачная свобода".)

5. Что значит "призрачная свобода"? (Неподлинная, то, что человеку только кажется свободой.) Что это может быть за свобода? (В социальном, экономическом, политическом смысле, свобода как анархия, как отсутствие всяких связей, всяких "должно" для души человека.)

Домашнее задание: прочитать "Житие Иулиании Осорьиной", ответить на вопрос: можно ли считать эту жизнь воплощением "Домостроя"? Отметить карандашом то, что вы считаете нормальным в поступках Иулиании, что — особенным.



"ЖИТИЕ ИУЛИАНИИ ОСОРЬИНОЙ"

1.    Как вы думаете, почему следующим произведением, которое мы читаем, является именно это житие? (Оно той же эпохи, что и "Домострой"; в нем как раз показанысемей-ная жизнь, быт древнерусского человека.)

2.
Беседа по первому вопросу домашнего задания. (Иули-ания не только воплощает в своей жизни "Домострой", но в добродетели идет дальше него.) Читать вслух отмеченные заранее отрывки и попросить детей сразу определять, укладывается ли это в нормы "Домостроя ' или нет.

"Блаженная же Иулиания (...) весьма почитала тетку свою и ее дочерей, во всем оказывала послушание и смирение и молитве и посту прилежала"; "(...) и от смеха и всяких игр отстранялась"; "Только к прядению и к труду за пяльцами прилежание большое имела она, и не угасала свеча ее все ночи"; "И всех сирот и вдов немощных, что были в том селении, обшивала она (...)"; "По вечерам же она много молилась Богу, отдавая по сту поклонов и более, а вставая рано утром, совершала то же вместе с мужем своим"; "Она же, принимая от свекрови пищу, сама не ела, но раздавала I все голодным. И когда кто умирал, нанимала она омывать и выдавала деньги и все необходимое для погребения"; "многих зараженных омывала в бане своими руками, лечила и молила Бога об исцелении их".

Из всех примеров видно, что Иулиания как бы продолжает, свободно раскрывает, углубляет своей жизнью предписания "Домостроя". Здесь же можно разобрать второе задание.

3. Иулиания Осорьина почитается как святая. Достаточно ли выполнять точно "Домострой", чтобы стать святым? (Правила "Домостроя" скорее регламентируют на разных уровнях отношения, устанавливают иерархию, но они должны быть наполнены личным сердечным расположением; святой — подвижник, но не всякий, живущий по "Домострою", — подвижник.)

4. Как же можно понимать слова "подвиг", "подвижник" ? Мы уже видели, как проникновение в значения слов помогает понять сущность явления. Что такое "подвиг" в современном понимании? (Героический, самоотверженный • поступок.)

Давайте разберем это слово по составу: корень означает движение; что значит "подвигнуться"? (Сойти с места, начать движение.) Подвижник — тот, у кого душа не застыла. Не тот, кто совершил какой-нибудь из ряда вон выходящий поступок и потом почил на лаврах, но постоянно, всей своей жизнью, идет по пути к Богу. Путь — это не одно событие, это горение души. Можно привести строчки из романа "Евгений Онегин":

Не дай остыть душе поэта, Ожесточиться, очерстветь И наконец окаменеть В мертвящем упоенье света...— окаменение души понимается как смерть духовная.

5. Оставшуюся часть урока можно посвятить небольшой практической работе по тексту. Выписать из текста те детали, которые, по вашему мнению, могут свидетельствовать о подлинности "Жития...". Объяснить свое предположение.

Домашнее задание: прочитать о Курбском в хрестоматии; первое послание Курбского и ответ Грозного. В тетради написать, чем эти письма похожи, а чем различаются.

ПЕРЕПИСКА КУРБСКОГО И ГРОЗНОГО

1. Примерно пол-урока посвящается рассказу о личности Ивана Грозного до установления опричнины. Вначале можно прочитать отзыв иностранных послов об Иване IV и попросить просить детей отгадать, о каком царе идет речь в этом отзыве: "Он затмил своих предков и могуществом, и добродетелью ... нет народа в Европе,более россиян преданного своему государю, коего они равно и страшатся, и любят. Непрестанно готовый слушать жалобы и помогать, он во все входит, все решит; не скучает делами. ...Занимаясь единственно двумя мыслями: как служить Богу и как истреблять врагов России" {Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 9, Ik. 1). Дальше рассказ можно строить таким образом, чтобы выделить период "Избранной Рады", значение этого периода для личности царя и перелом, происшедший в нем после смерти Анастасии. После этого можно привести цитату из Карамзина о Курбском: "Бегство не всегда измена; гражданские законы не могут быть сильнее естественного: спасаться от мучителя; но горе гражданину, который за тирана мстит о
течеству" (Там же. Гл. 2).

2. Вторую часть урока можно построить как предварительную беседу по тексту "Переписки", чтобы оживить восприятие детей, вызвать личное отношение:

а) проверка домашнего задания: выяснить, что было непонятно в тексте;

б) вопросы по пониманию "Переписки", предлагаемые учителем, совсем не обязательно должны отражать весь текст и быть системными. В качестве примера можно привести следующее. Могущественный, сильный царь, которого все трепещут, получает такое дерзкое письмо от своего "сбежавшего" подданного. Он мог бы и не удостоить его ответом, да еще столь "многовещанным". Почему же он продолжил переписку, по вашему мнению?

Как искажается действительность в письмах Грозного? Привести примеры.

3. На доске написан отрывок из стихотворения А.А. Майкова "У гроба Грозного":

Средь царственных гробов в Архангельском соборе

На правом клиросе есть гроб. При гробе том

Стоишь невольно ты с задумчивым челом

И с боязливою пытливостью во взоре».

Тут Грозный сам лежит... последнего суда

Ты чуешь, что над ним судьба не изрекала;

Что с гроба этого тяжелая опала

Еще не снята; что, быть может, никогда

На свете пламенней души не появлялось...

Она с алчбой добра весь век во зле терзалась,

И внутренним огнем сгорел он — до сих пор

Сведен итог ею винам и преступленьям;

Был спрос свидетелей, поставлен приговор.

Но нечто высшее все медлит утвержденьем.

Недоумением пюлпа еще полна.

И пихйной облечен досель сей гроб безмолвный.


В чем прэт видит объяснение личности Грозного? В двойственности, отсутствии цельности, в расколотости души. Можно ли подтвердить это мнение, используя материал "Переписки..."? Попросить детей привести примеры, показывающие отсутствие простоты, цельности и ясности в натуре Грозного.

Домашнее задание: составить таблицу "Сходство и различие между письмами Курбского и Грозного" (в форме и содержании).

"ПЕРЕПИСКА..."

Курбский


1. Обличает Грозного в грехах, обвиняет в гордыне ( "Словно не боишься предстать перед неподкупным Судией").

2. Проверка домашнего задания.

Грозный


1. Обвиняет Курбского фактически в богоборчестве ("Выступаешь против Бога") и в гордыне ("...скорее, это вы надуваетесь от гордыни").

2.
И Грозный, и Курбский пишут о Боге, в первую очередь, как о возмездии.

3. Оправдывает себя.    3. Перечисляет свои заслуги.

Очень эмоциональный, об-    Гораздо меньше экспрессии, разный стиль (много энер-    в основном — факты, гичных, бранных выражений; образы: "будто в небо швыряя камни").

Казалось бы, пишут два противника, но разницы между ними существенной (в позиции, в отношении к происходящему) фактически нет, только в форме.

2. Попытаемся выделить основное: к чему сводятся письма Грозного и Курбского? (Обличение другого и оправдание себя.) Что они ищут в своем споре? (Им кажется, что они ищут торжества правды.) Подберите синоним к слову "правда". (Истина.) Ищут ли они истины? (Они ищут своей правды.) Бывает ли "своя" правда, вообще, несколько истин? (Происходит самообман: они ищут свою правду, но, так как такой не существует, оказывается, что они ищут "ничто", ноль.)

3. Где, с точки зрения древнерусского человека, должна открыться вся подлинная истина? (На Страшном суде.) Показать слайд иконы "Спас в силах", которая является образом второго пришествия Христа, и объяснить символику геометрических фигур вокруг Христа. Обратить внимание на понимание Страшного суда как явления в мир Света, Любви и Истины; сравнить с тем, как понимают Страшный суд Курбский и Грюзный. (Как подавление другого и возмездие для себя. Они ждут от суда мщения, а не милости.)

4. Почему Курбский и Грозный словно не слышат друг друга? (Каждый обращен на себя, они как бы выпали из "хора" (напомнить стихотворение Тютчева); эта их обращенность на себя образует вокруг них замкнутый мир, в котором они остаются один на один со своей ненавистью.)

5. Как вы думаете: эти люди разделены или они едины? (Получается удивительный парадокс, как будто над ними кто-то подшутил: они уверены, что их разделяет пропасть, а на самом деле они вместе движутся в одном направлении — от истины.)

Домашнее задание: написать, как во взглядах Грозного искажается царское служение (относительно "Поучения Владимира Мономаха" ).

ВИКТОРИНА ПО ТЕМЕ "ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА"

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Викторина. (За каждый правильный ответ ставится балл; набравший три балла получает "5".)

1) Читаются цитаты из работ Г. Федотова и В. Ключевского. Дети должны понять, о ком идет в них речь:

а) "Эта биография замечательна своей правдивостью, простотой и богатством бытового содержания. Самый подвиг, этот в его смиренной красоте дает понятие о том, как глубоко Евангелие могло войти в совесть и преобразить жизнь русского человека".

б) "Эта двойственность характера и лишала его устойчивости. Житейские отношения больше тревожили и злили его, чем заставляли размышлять. Но в минуты нравственного успокоения, когда он освобождался от внешних раздражающих впечатлений и оставался наедине с самим собой, со своими задушевными думами, им овладевала грусть".

в) "В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего встать перед ним на колена".

г) Можно отобрать также отрывки из поэм А. К. Толстого "Михайло Репнин" и "Василий Шибанов".

2. Определить, в каком из двух нижеприведенных текстов отразился взгляд иностранца, а в каком — русского человека; объяснить свое мнение:

а) "Государь стоит неизмеримо высоко над всеми подданными. Его власть одинаково простирается как на духовных, так и на светских людей; ни от кого не завися, никому не давая отчета в действиях, свободно располагает государь имуществом и жизнью своих подданных. Боярин и последний крестьянин равны перед ним, одинаково безответны перед его волей".

б) "Старое служилое сословие — боярство и дворянство - исполнено было непомерной щекотливости в отношении своей чести; тогдашняя честь заключалась в отечестве, т. е. в значении рода, к которому лицо принадлежало, собственно в почете, каким пользовался этот род".

Ксения АЛЕКСАНДРОВА